Следователей из Ленинградской области одернули высокие чины прокуратуры

Следователей из Ленинградской области одернули высокие чины прокуратуры

Совсем недавно Высший арбитражный суд РФ окончательно похоронил надежды предпринимателя Константина Пономарева стать олигархом и долларовым миллиардером за чужой счет, отказав ему в иске к ИКЕА на 33 миллиарда рублей, сообщает Век.ру.

 

Следователей из Ленинградской области одернули высокие чины прокуратуры

Совсем недавно Высший арбитражный суд РФ окончательно похоронил надежды предпринимателя Константина Пономарева стать олигархом и долларовым миллиардером за чужой счет, отказав ему в иске к ИКЕА на 33 миллиарда рублей, сообщает Век.ру. Однако же остается открытым пока вопрос, будет ли наказан Пономарев в уголовном порядке?

Желание такое у обманутой им компании есть. Но и влиятельные покровители у него, похоже, тоже есть.

В 2006 году Пономарев, ранее никакого отношения к электроэнергетике не имевший, сдал в аренду российскому дочернему предприятию «ИКЕА МОС» 112 дизель-генераторов для подачи электричества по временной схеме в только что построенные торговые комплексы «МЕГА-Дыбенко» и «МЕГА-Парнас». Думали, что схема эта будет работать три месяца, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Особенно если «Ленэнерго» по странному стечению обстоятельств начала тянуть с подключением к своим сетям. Дизельными генераторами пользовались в итоге два года. После чего Пономарев выставил счет на 25 миллиардов рублей!

«Криво» составленный договор предусматривал, что платить будут за аренду генераторов, исходя из их резервной мощности. И расстаравшийся Пономарев завез к торговым комплексам дизель-генераторы мощностью 100 000 кВт, что как минимум в 5 раз превышало реальные потребности мегамоллов. А каждый ненужный генератор – это новые астрономические накрутки за фиктивные мощности. Кроме того, за отказ от предоплаты Пономарев оформил каждый платеж ИКЕИ как… коммерческий кредит, который он шведам, якобы выдавал под 36% годовых… Так и накрутились астрономические суммы. Но после того, как между ним и шведами было заключено соглашение об урегулировании спора, и деньги в размере 25 миллиардов ушли на счет пономаревской конторы, новоявленный миллиардер повел себя совсем уже неприлично.

25 миллиардов его собственная фирма передала ему же «на хранение», и Пономарев деньги перевел на личный счет. И, конечно же, банк стал платить ему проценты по этому гигантскому вкладу. Неизвестно точно, сколько именно, но даже 10% годовых – это 2,5 миллиарда! А, между прочим, в нашей стране налогами облагаются только проценты, которые «капают» по вкладам юридических лиц, но никак не «физиков». То есть имело место еще и колоссальное занижение налогооблагаемой базы…

А главное, Пономарев выставил новые претензии к многострадальной ИКЕЕ! На этот раз на 33 миллиарда рублей. За следующие два года, когда генераторы просто стояли возле торговых центров (заставить его вывезти оборудование ИКЕА пыталась даже через суд, но Пономарев под совершенно надуманными предлогами отказывался это делать, а затем заявил, что все это время продолжал действовать старый договор аренды). Признаки мошенничества были видны, как говорится, даже невооруженным глазом. Если ты не оказал услуг, но требуешь деньги по вымышленным счетам, да еще такие сумасшедшие – то как это еще можно квалифицировать? Но некоторые представители правоохранительных структур имели на данный счет собственное мнение.

Одни пытались вывести Пономарева на «чистую воду». Больше года трудились следователи из Следственного управления МВД по Центральному федеральному округу, чтобы распутать мошеннические схемы и неопровержимо доказать, по сути, очевидное – со стороны Пономарева имело место банальное надувательство. Осталось только, выражаясь юридическим языком, «квалифицировать его действия». То есть предъявить обвинение. Но кто-то из высокопоставленных покровителей «электрика» забеспокоился, и в СУ в пожарном порядке поступил факс за подписью аж заместителя Генерального прокурора: расследование требую прекратить! Случайность? Или он не смог детально разобраться в обстоятельствах дела? Похоже, ни то, ни другое. Все было сделано абсолютно осознанно. Из чего это следует? Да, просто совсем недавно история повторилась.

4 апреля нынешнего года СУ УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области (на территории которого находились те самые торговые комплексы «Мега») возбудило дело по признакам мошенничества со стороны Пономарева. Следователь, что вполне логично, постановил арестовать его счета, чтобы за это время 25 миллиардов не уплыли куда-нибудь за границу. Или не были просто тихо обналичены и перепрятаны.

Реакция Генеральной прокуратуры оказалась крайне болезненной. Есть сведения о том, что в прокуратуру Ленобласти звонил лично замгенерального прокурора Геннадий Лопатин. Кстати, о том же свидетельствует и публикация в защиту Пономарева, размещенная в одном из популярных блогов. Так что никто особо ничего и не скрывает. Лопатин – личность в правоохранительной системе очень известная, с репутацией, как принято говорить в таких случаях, весьма неоднозначной. Достаточно вспомнить, что фамилия Лопатина фигурировала в громком деле о крышевании «прокурорской мафией» подмосковных казино. Которое, как известно, кончилось тем, что настоящие организаторы игорных притонов ушли от ответственности. Что касается Лопатина, то ему официально никаких претензий не предъявляли, и он даже получил повышение. Бывший начальник управления, решавшего вопросы обеспечения органов прокуратуры (завхоз, по сути), стал заместителем генерального. Его даже начали называть в некоторых публикациях «серым кардиналом» Генпрокуратуры и будущим претендентом на место Чайки, когда он уйдет на пенсию. Как бы то ни было, официального письма от руководства Генпрокуратуры в областную по этому делу так и не пришло (видимо, стали осторожнее).

Зато первый заместитель прокурора Ленобласти сам (опять факсом, опять срочность неимоверная, некогда подождать даже, пока документы пройдут официальным порядком) потребовал расследование в отношении Пономарева свернуть. В том числе потому, что не в том месте его возбудили: надо было либо по месту регистрации фирм Пономарева (Солнечногорский район Московской области), либо по месту нахождения ИКЕА (опять-таки Подмосковье, город Химки).

Но этого мало. Заместитель Ленинградского областного прокурора в том же факсе еще и потребовал снять арест со счетов, на которых были размещены «икеевские миллиарды» Константина Пономарева, с которых он не уплатил в бюджет сотни миллионов налогов. Частная собственность – это святое, нельзя на нее покушаться. Каким бы путем, надо понимать, она не досталась владельцу…

Таким образом, уголовное дело во Всеволожске не прожило и двух месяцев – оно было закрыто 26 мая (прямо в день поступления прокурорского окрика). При этом все материалы были срочно зачем-то затребованы в Москву (а для чего вдруг?), так что ознакомиться с ними юристам потерпевшей стороны в лице ИКЕА, судя по всему, уже не удастся. Впрочем, возможно, это решение удастся обжаловать через суд… и справедливость, наконец, восторжествует. В постановлении о прекращении дела так и было написано: «возбуждено преждевременно». Но не исключено, что время для него все-таки настанет.

Казалось бы, какая разница народонаселению России – кто там кому был должен, пусть даже и миллиард «зеленых»? Но за этой историей внимательно наблюдают инвесторы, размышляющие, вкладывать ли в нашу страну деньги, или нет. Победит ли закон, или победят коррумпированные опогоненные «оборотни», которые, в свою очередь, рассчитывают поживиться за счет баснословно обогатившегося афериста. И вот это касается уже каждого россиянина.