Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010-2011

15 июня 2011 года – Москва. Предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Степень такого несоответствия сильно различается между регионами, что отражено в Рейтинге российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса, подготовленном ОПОРОЙ РОССИИ, Евразийским институтом конкурентоспособности, Strategy Partners Group.

15 июня 2011 года – Москва. Предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Степень такого несоответствия сильно различается между регионами, что отражено в Рейтинге российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса, подготовленном ОПОРОЙ РОССИИ, Евразийским институтом конкурентоспособности, Strategy Partners Group.

 

Основные выводы:

 

— Рейтинг 40 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.

 

— Среди 11 городов-миллионников лучшие условия для развития МСБ в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре.

Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей — основные слабые стороны предпринимательского климата.

 

— Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения.

 

— 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта.

 

— Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития МСБ и предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».

 

— Около 20% участников опроса признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. По коррупционности лидируют доступ к госзаказу, прохождение проверок и выделение земли.

 

Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область – в пятерке лидеров рейтинга регионов по качеству условий для развития МСБ. Рейтинг 40 российских регионов представлен в отчете «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», который является исследовательским проектом, выполненным по заказу ОПОРЫ РОССИИ Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group.

 

Москва (17-е место) и Санкт-Петербург (25-е место) оказались в середине рейтинга. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса. Замыкают рейтинг регионов Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область.

 

«Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах, — говорит Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ. – Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причем этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах РФ, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата».

«Мы уверены, что наш Индекс способен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства, — добавляет Виктор Климов, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, — ОПОРА РОССИИ будет и дальше работать в этом направлении».

 

Основу исследовательского проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития МСБ (Индекса), который включает в себя 5 слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов (с упором на МСП из производственного сектора).

Ярким новшеством этого года стало появление в отчете рейтинга 11 российских городов-миллионников, выстроенного по той же методике, что и рейтинг регионов. Рейтинг городов-миллионников по качеству условий для развития МСБ возглавили Челябинск, Екатеринбург и Самара. Москва и Санкт-Петербург в нижней половине рейтинга городов-миллионников. Замыкает рейтинг Ростов-на-Дону.

 

В рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном позиция города соответствует позиции региона, в котором он расположен, поскольку до половины МСБ в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29-е место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития МСБ может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне.

 

«Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах, — говорит Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации». — К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам».

 

Традиционно, помимо рейтингов, в Отчете представлена общая оценка состояния предпринимательского климата по всем регионам, которые охвачены исследованием. Рассматриваются десятки факторов, влияющих на качество условий для развития МСБ. В рамках специальной темы этого года оценивается эффективность политики поддержки МСБ в части создания и развития объектов инфраструктуры поддержки. Кроме того, изучение темы коррупции дополнилось анализом «коррупционноемкости» различных ситуаций, при которых бизнесу приходится взаимодействовать с государственными службами.

 

Справка о создателях:

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ создана 18 сентября 2002 года. Основными задачами организации являются защита прав и интересов предпринимателей; борьба с коррупцией; создание благоприятного бизнес-климата в российских регионах; со­действие обеспечению доступа малого и среднего бизнеса к имущественным и финансовым ресурсам; стимулирование развития предпринимательской активности и многое другое. (http://opora.ru/).

 

Евразийский институт конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) — независимый и некоммерческий аналитический центр, специализируется по вопросам конкурен­тоспособности и экономического сотрудничества в Евразийском регионе. Одна из ключевых программ Института сфокусирована на изучении барьеров и возможностей для стимулиро­вания предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса как ключевого фактора экономического развития, а также для повышения эффективности государственной политики в этой сфере.

 

Strategy Partners Group — ведущая российская консалтинговая компания, оказывающая услуги средним и крупным российским компаниям и международным корпорациям в сфере разработки и реализации эффективных стратегий развития бизнеса и повышения эффектив­ности. Государственная практика специализируется на консультировании государственных организаций и ведомств, профессиональных ассоциаций, некоммерческих и негосударствен­ных организаций по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и повышения эффективности в государственном секторе. (http://www.strategy.ru).