Семигин Геннадий Юрьевич о национальной идее «Патриотов России»

Предвыборная кампания всегда вынуждает политиков говорить много приятных для будущих избирателей слов. При этом далеко не так часто «ответственные» заявления согласуются с программами партий, с их предыдущими заявлениями и действиями. Последовательность в словах может позволить себе только та партия, которая давно встала на определенные политические позиции и стремится распространять свои идеи среди населения. 

Предвыборная кампания всегда вынуждает политиков говорить много приятных для будущих избирателей слов. При этом далеко не так часто «ответственные» заявления согласуются с программами партий, с их предыдущими заявлениями и действиями. Последовательность в словах может позволить себе только та партия, которая давно встала на определенные политические позиции и стремится распространять свои идеи среди населения. С одной стороны, быть последовательными проще тем политическим партиям, которые не показали себя «в деле», не были связаны с определением государственной политики. С другой стороны, таким партиям не может быть большой веры, поскольку всегда есть подозрение в том, что партийцы просто говорят красивые слова, не представляя, как действует государственная машина, что нужно простым людям на самом деле. В этом смысле партия «Патриоты России» находится в очень выгодном положении. Вся история партии, которая началась в 2005 году, показывает такую позицию, которая если и изменялась, то только в сторону уточнения, детализации.

 

Несмотря на то, что патриотизм стал довольно расхожим понятием, им пользуются даже самые одиозные личности. Что при этом под патриотизмом понимается, остается непонятным. В такой ситуации вспоминается традиционное марксистское понимание патриотизма как способа эксплуататоров захватить души простых людей, чтобы выжимать из них все соки и дальше. Геннадий Семигин идет совершенно в другом направлении и заявляет позицию, которая отметает такое толкование патриотизма напрочь. Идея «справедливость — для всех, счастье — для каждого» расставляет акценты так, как не делают остальные. «Патриоты России» считают этот тезис выражением национальной идеи. И это крайне важно. Семигин активно заявляет о своей государственнической позиции и в ходе своей политической карьеры он показал, что так оно и есть. Однако есть в позиции лидера «патриотов» один момент, который крайне принципиален. Государственническая позиция, уважение к российскому народу должно быть обязательно связано с уважением и заботой об отдельном человеческом счастье. А об этом многие псевдо-патриоты часто забывают. Здесь вспоминается старая советская присказка о том, что человеку нет никакого дела до того, летает ли его страна в космос, если у него в подъезде лампочки не светят. Позиция Семигина предполагает то, что и в космос летать нужно, потому что это дает новые знания и технологии, и лампочки должны светить, так как знания и технологии существуют для людей, которые для того, чтобы развивать свою страну должны жить хорошо.

 

Есть и еще ряд моментов, которые показывают, что патриотизм может быть не только «квасным», бутафорским или консервативным, но и осознанным, прогрессивным и направленным на решение актуальных, стоящих перед страной задач. Одной из причин, по которой нередко критикуют современное российское патриотическое движение является то, что оно смотрит назад на «великое прошлое», которое было утеряно и должно быть возрождено. Несмотря на то, что в поклонении перед своим прошлым нет ничего предосудительного, в политике принципиально не говорить о ценностях былого, а предлагать решения, которые смогут изменить страну так, чтобы нужные ценности воплощались в настоящем и будущем. И кажется, что по этим вопросам Г. Семигину удалось соблюсти нужный баланс. Констатируя важность для общественного развития традиционных ценностей, которые сложились на территории нашей страны, Семигин подчеркивает то, что  нужно «сделать собственные традиционные ценности эффективными в современных условиях». Это уже не консерватизм, а здоровое понимание того, что развитие государства и общества происходит не в пустоте, а в конкретных социальных, культурных, экономических условиях. И изменения нужно соотносить не с абстрактным эталоном: «как на Западе», «как в либеральной экономике», а с той реальностью, которая дана в ощущении. Возможно, что такая позиция партии «Патриоты России» связана с жизненным путем ее лидера. Семигин успел проявить себя не только как предприниматель, но и как ученый деятель. В 2002-2005 годах он был руководителем старого и очень авторитетного института Российской академии наук — Института сравнительной политологии (в СССР он назывался Институтом международного рабочего движения). Опыт работы и в бизнесе, и в науке, и на государственных должностях должны были сформировать комплексное понимание социальной и экономический ситуации в России.

 

Понимание всей сложности положения России, связанное как с внутри- так и с внешнеполитической ситуацией, в которой оказалась наша страна, привело к появлению в партии «Патриоты России» идеи о необходимости национального прорыва, который будет носить не только технологический, но и социальный характер. В последнее время в России велись многочисленные дискуссии о модернизации, которая понималась преимущественно в техническом ключе. В позиции Семигина все выглядит более полно: констатация упадка в России приводит к требованию актуализации всего творческого потенциала российской нации для преодоления отсталости, для изменения настроения в обществе (ведь без уверенности в завтрашнем дне люди не станут активно строить свою страну — они просто будут печься только о себе и больше не о ком). Национальный прорыв в понимании Семигина становится не очередной жертвой Молоху международной конкурентоспособности, а способом стать сильной по всем направлениям мировой державой, которая опирается на справедливое общественное устройство и людей, которые счастливы каждый сам по себе и все вместе.