Правительство Красноярского края прорабатывает вопрос о сохранении на период 2012-2013 годов исключительного тарифа на перевозку сырой нефти со станции Уяр в адрес дальневосточных НПЗ. Об этом говорится в ответе губернатора Красноярского края Льва Кузнецова на запрос депутата Госдумы Василия Усольцева о судьбе работников Уярского нефтетерминала.
Правительство Красноярского края прорабатывает вопрос о сохранении на период 2012-2013 годов исключительного тарифа на перевозку сырой нефти со станции Уяр в адрес дальневосточных НПЗ. Об этом говорится в ответе губернатора Красноярского края Льва Кузнецова на запрос депутата Госдумы Василия Усольцева о судьбе работников Уярского нефтетерминала.
Терминал по наливу нефти в железнодорожные цистерны в райцентре Уяр Красноярского края планировалось закрыть в конце 2010 года. После пуска нефтепровода Сковородино-Мохэ поставки нефти в Китай по железной дороге практически прекратились, и терминал стал не нужен. Возможностей государственного нефтетерминала «Мегет» в Иркутской области вполне достаточно для отправки нефти дальневосточным потребителям. О прекращении использования нефтетерминала в Уяре его собственник (группа ЕСН Григория Березкина), а также районные и краевые власти были уведомлены заблаговременно. Но терминал не закрыли. Григорий Березкин при поддержке местных властей сумел убедить федеральные структуры в катастрофических социальных последствиях появления в Уяре 312 безработных, значительную часть которых составляют гастарбайтеры. В итоге вместо экономически целесообразного перемещения пункта налива нефти в цистерны с Уяра в Мегет, сокращающего транспортное плечо на 500 км, Федеральная служба по тарифам сохранила на 2011 год почти втрое больший тариф по перевалке нефти в Уяре, а РЖД – понижающий коэффициент для ж/д перевозок. Потери «РЖД» от снижения тарифа при перевозке из Уяра традиционных 6 млн тонн нефти в год в адрес Комсомольского НПЗ оцениваются более чем в 2 млрд рублей, с которых государство не получило налогов. При этом никаких внятных государственных мотивов ни у РЖД, ни у ФСТ обнаружить не удалось.
Справка. Уярский нефтерминал был построен в 2006 году за счет средств группы ЕСН для перевалки нефти на железнодорожный вид транспорта. Инвестиции в проект, как признавал сам Григорий Березкин, уже окупились, в том числе за счет завышенной с разрешения ФСТ стоимости перевалки нефти из трубы в железнодорожные цистерны. До конца 2010 году за загрузку в цистерны тонны нефти в Уяре требовали 218 рублей, с начала 2011 года ФСТ понизила стоимость перевалки до 138,7 рублей. В Мегете данная операция обходится в 49,3 рубля.
Позицию ФСТ понять невозможно – почему для частного и давно окупившегося нефтетерминала стоимость перевалки тонны нефти установлена в 2,8 раз выше, чем для терминала, принадлежащего государственной компании? Таким образом на необъяснимом решении сохранить перевалку в Уяре только за 2011 год «Транснефть» потеряла более 1,5 миллиардов рублей за счет снижения плеча транспортировки нефти. Убытки от работы Уяра компании даже пришлось учесть в своих тарифах на перекачку нефти на 2011 год.
Непонятна и позиция железнодорожников. Из каких соображений «РЖД» работает себе в убыток, поддерживая частное предприятие на котором тарифы на перевалку в три раза больше государственных «Транснефти»? Если же пониженный тариф рентабелен, то почему бы не снизить расценки на перевозки повсеместно, в том числе той же «Транснефти», сэкономив для бюджета миллиарды рублей.
Гигантские убытки компаний, принадлежащих государству от продолжения работы Уярского нефтетерминала, оборотной стороной имеют прибыль группы компаний ЕСН Григория Березкина, которая оценивается в два миллиарда рублей в год. Фактически, государственные чиновники из ФСТ и красноярский губернатор в конце прошлого года действовали в интересах группы ЕСН и в ущерб федеральному бюджету. В письме о перспективах Уяра Лев Кузнецов уже открыто лоббирует интересы коммерсанта Березкина, сообщая при этом о планируемом в будущем строительстве НПЗ на базе уярского терминала, где и будут трудоустроены его работники. Разговоры о строительстве НПЗ стоимостью порядка миллиарда долларов идут давно, но дальше слов дело не движется.
По мнению эксперта Дмитрия Парфенова, НПЗ здесь никогда не будет построен: «Строительство завода в Уяре – авантюра. Условия подключения НПЗ к трубе известны – объемы и глубина переработки, строительство отвода к НПЗ, включая узел учета и перекачивающую станцию. Кроме этого необходимо гарантировать объемы сырья от нефтедобытчика не менее 3 млн тонн в год. Все это без крупных и длинных по времени инвестиций выполнить невозможно. Опять же непонятен рынок сбыта, сам по себе ниоткуда он не появится». Ни одна нефтяная компания не подтвердила, что собирается строить НПЗ в Уяре. По словам Дмитрия Парфенова, заявления о строительстве НПЗ не более чем плохо завуалированная попытка получить под этот проект бюджетное финансирование.
«Почему вместо неизбежного трудоустройства нескольких десятков человек, начались фантазии о многомиллиардном проекте строительства НПЗ», — говорит сотрудник Центра исследования региональных проблем Михаил Хартман, «Россия вступила в предвыборную горячку. Отсюда такая нежная, буквально, «миллиардная» забота губернатора о нескольких десятках работников терминала. Если завтра случится давно запланированное закрытие, люди могут выйти на улицу с неправильными плакатами. Рисковать никто не хочет. Но с таким же эффектом под благое дело трудоустройства можно сколотить шайку – чистить граждан в электричках. Убытки РЖД будут меньше, и граждане трудоустроены».
Так или иначе Березкину удалось продлить работу «золотого» терминала до конца этого года. Хотя по сути — тариф в три раза больший означает неэффективность частного бизнеса по сравнению с государственным в три раза! Очевидно, что под видом решения надуманной проблемы Красноярские власти пытаются лоббировать интересы коммерческой фирмы Григория Березкина, заключает Хартман.
Неясно пока, на чем основан интерес в этом финансовом абсурде у главы РЖД Владимира Якунина и руководителя ФСТ Сергея Новикова?
В ближайшие месяцы должен решиться вопрос – будет ли и в 2012 году существовать в бюджетах государственных РЖД и «Транснефти» уярская «черная дыра». В уярский конфликт давно пора вмешаться Минфину. Даже в самом худшем случае появления трех сотен безработных в Уяре с выплатой им пособия по безработице обойдется бюджету в тысячи раз дешевле, чем продолжение странной игры госчиновников и красноярских властей в поддавки с группой ЕСН.
Источник: Полит.ру