Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) предложила отказаться от зонных тарифов и ввести принцип покилометровой оплаты проезда в электричках. ОАО ЦППК — дочернее предприятие РЖД, осуществляющее пригородные пассажирские перевозки в Москве и области. Железнодорожники признают, что потенциал повышения стоимости билетов исчерпан, тарифы на проезд последние годы росли гораздо быстрее общей инфляции и доходов населения. По оценкам, до половины пассажиров не оплачивают проезд или оплачивают не полную стоимость проезда.
Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) предложила отказаться от зонных тарифов и ввести принцип покилометровой оплаты проезда в электричках. ОАО ЦППК — дочернее предприятие РЖД, осуществляющее пригородные пассажирские перевозки в Москве и области. Железнодорожники признают, что потенциал повышения стоимости билетов исчерпан, тарифы на проезд последние годы росли гораздо быстрее общей инфляции и доходов населения. По оценкам, до половины пассажиров не оплачивают проезд или оплачивают не полную стоимость проезда.
Зонная система тарифов в электричках была введена в 50-х годах прошлого века. Остановочные пункты тогда отнесли к разным зонам, а стоимость билетов назначалась по принципу: разные зоны — разная стоимость проезда, но, в то же время, внутри одной зоны стоимость одинакова, независимо от расстояния, на которое следует пассажир. В результате поездка на дальнее расстояние может стоить меньше, чем на более близкое, а поездки на одно расстояние существенно различаться по стоимости. В пресс-релизе ЦППК о введении новой системы приводятся такие примеры. Чтобы добраться от станции Сетунь до платформы Марк (расстояние 30 км), пассажир должен заплатить за билет 26 рублей, а чтобы доехать от станции Сетунь до станции Голицино (расстояние также 30 км), ему придется покупать билет уже за 49,5 рублей. Проезд с платформы Щербинка до платформы Трикотажная (56 км) обойдется пассажиру в 115,5 рублей, а чтобы добраться до платформы Трикотажная от платформы Бутово (52 км) заплатить придется всего 26 рублей.
Проезд от вокзалов до 16 зоны на расстояние 150 км сегодня стоит 264 рубля. Электрички на таких маршрутах в основном заполнены людьми, работающими в столице посменно. Большинство из них не может себе позволить платить за дорогу туда/обратно более полутысячи рублей. В предлагаемой тарифной системе стоимость такой поездки по разовому билету составит всего 120 рублей, то есть в 2,2 раза меньше.
В июне 2011 года ЦППК провела среди своих пассажиров опрос о том, какой тариф они считают справедливым и готовы его оплачивать. Двое пассажиров, приславшие наиболее интересные и серьезные предложения, получили в подарок от компании ценные призы (ноутбук и мобильный телефон). Идеи победителей, а также предложения других участников опроса, легли в основу новой покилометровой системы формирования тарифов, говорится в пресс-релизе компании.
Основная идея новой системы следующая: «дальше едешь – меньше платишь». Проезд первых 15 км от любого пункта отправления по разовому билету будет стоить пассажиру 25 рублей. За каждые следующие 3 км цена билета будет увеличиваться на 5 рублей. А при следовании пассажира на расстояние свыше 70 км вводится единая стоимость проезда – 120 рублей, независимо от дальности поездки. Кроме того, предлагается отменить расчеты в копейках, цены на все виды проездных документов будут округлены до 5 рублей, что ускорит покупку билетов и сделает удобнее пользование автоматическими кассами.
Новая система, по словам руководителя маркетингового отдела компании Андрея Шаленкова, сделает цену билета более понятной, справедливой и доступной для населения. В компании надеются, что новая покилометровая система позволит сохранить все существующие маршруты и сделать более удобным расписание.
Тарифы на пригородные маршруты утверждают власти субъектов РФ, в Московском регионе это правительства столицы и области. ЦППК обратилась к ним с просьбой утвердить новые тарифы, на которые компания планирует перейти в 2012 году.