В апреле 2013 года в ходе согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и компенсации потерь между ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», последняя приняла на себя весь объем разногласий — порядка 800 млн. руб. Учитывая, что ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнергосеть» аффилированы между собой через «материнскую» компанию ОАО «Российские сети», процесс урегулирования разногласий мог бы носить формальный характер.
В апреле 2013 года в ходе согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и компенсации потерь между ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», последняя приняла на себя весь объем разногласий — порядка 800 млн. руб. Учитывая, что ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнергосеть» аффилированы между собой через «материнскую» компанию ОАО «Российские сети», процесс урегулирования разногласий мог бы носить формальный характер. Однако, учитывая тот факт, что основной причиной, имевшихся разногласий, являлось отсутствие первичных документов, подтверждающих отпуск электроэнергии потребителям, без которых разногласия превращаются в цифры, в просторечии именуемые приписками, за которую предусмотрена ответственность (в том числе и уголовная), стороны, как могли, тянули с принятием решения. Тем не менее, решение было принято. Расчетно — виртуальным путем было получено среднее потребление в 265 кВт.ч. на одного абонента, на основании которого был обсчитан и общий объем полезного отпуска (без учета — есть ли у потребителей показания счетчика или их нет, ознакомлены или нет абоненты со своим месячным начислением). Короче как в пословице, «заигрались пастушки и овцам жизнь усугубили». Цифра эта, удивительным образом, «совпала» с той, которая была необходима для получения в сумме, упомянутого выше объема разногласий. Сам объем разногласий, в свою очередь, совпал с цифрой, необходимой ОАО «Дагэнергосеть», для выполнения плановых показателей уровня потерь.
Казалось бы, в результате этого шага в проигрыше должна оказаться ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»- объем электроэнергии она получила, а с кого собирать деньги за нее непонятно, ведь первичных документов нет, как нет и подтверждения тому, что жители Дагестана потребили столько электроэнергии. Вот только вряд ли сбытовая компания готова пойти на такие убытки, да и зачем, если излишний объем электроэнергии можно расписать по своим конечным потребителям. Так что, в итоге в проигрыше остаются потребители электроэнергии Дагестана, которые и вынуждены расплачиваться за эту более чем сомнительную операцию.
Факты эти могут быть легко проверены, с принятием надлежащих выводов, но это уже работа для правоохранительных органов, антимонопольной службы и службы по тарифам Республики Дагестан. Необходимость проверки представляется важной по той причине, что практика «приписок», судя по всему, будет продолжена, и при сохранении нынешних темпов по итогам года достигнет 1,5 миллиардов рублей. Ну а вопрос о том, кто будет платить за этот объем, если процесс не остановить, носит риторический характер.
Кстати, в соседнем Ставропольском крае, подобная проблема приписок в ЖКХ (водоканале) успешно решается. Излишне выставленные объемы услуг возвращаются потребителям, а руководители, допустившие приписки находятся на скамье подсудимых. Вот только, к сожалению, не все готовы учиться на ошибках других. Так в недавнем сообщении Дагестанского УФАС России уже говорилось о вынесении постановления о наложении на ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» свыше 10 миллионов рублей штрафа за злоупотребление, совместно с аффилированным с ним лицом ОАО «Дагэнергосеть», доминирующим положением, выразившемся в необоснованном завышении стоимости электроэнергии, потребляемой ОАО «Махачкалинские горэлектросети». Видимо урок впрок не пошел.