Камболов Марат Аркадьевич о развитии атомной энергетики в России

Марат Аркадьевич Камболов – заместитель министра образования и науки РФ является руководителем основного государственный органа, который решает вопросы развития атомной энергетики в стране.

Марат Аркадьевич Камболов – заместитель министра образования и науки РФ является руководителем основного государственный органа, который решает вопросы развития атомной энергетики в стране.

 

Известно, что неотъемлемой частью производственного процесса в экономике давно является научный прогресс. На первые роли в экономическом развитии, да и в научном прогрессе в целом, выходит атомная энергетика. Повлиять на этот факт не может даже то, что многими борцами за экологию в мире атомная энергия однозначно признается наиболее опасным видом. Но тот факт, что большинство стран мира не имеют доступа к углеводородам, делает атомные электростанции просто незаменимыми. Российская Федерация продолжает оставаться на ведущих ролях в атомной отрасли. Своими мини-реакторами обладают даже некоторые отдельные передовые научные организации страны. Наиболее значимые позиции принадлежат ряду отечественных научных центров, среди которых наиболее заслуженными являются РАН и Курчатовский институт, располагающиеся в столице. Безусловно, каждый из перечисленных научных заведений прилагает все свои усилия к тому, чтобы в индустрии атомной энергетики не происходили никакие сбои. В противном случае репутационные потери будут нести в равной степени все названные организации, независимо от их причастности к аварийным ситуациям.

 

В российском обществе достаточно сильны определенные настроения, которые заключаются в резко негативной оценке того факта, что ряд научных центров имеет у себя атомные мощности. При этом во внимание вовсе не берется тот факт, что в стране достаточно высококвалифицированных специалистов-атомщиков, которые со всей серьезностью подходят к вопросу о целесообразности предоставления дополнительных прав на обладание мини-реакторами определенным заведениям. Основной орган, который решает данные вопросы, это специальная Комиссия при Минобре, которой руководит Марат Камболов. Деятельность Камболова Марата оценивается положительно абсолютным большинством признанных специалистов атомной отрасли страны.

 

В середине первого летнего месяца состоялось очередное заседание министерской Комиссии, председателем которой, был Марат Камболов. Повестка дня была внушительная, но основные вопросы традиционно касались ситуации с атомными объектами, находящимися на территориях научных организаций, способностью данных организаций обеспечить должный уровень безопасности в их эксплуатации. В последних новостях отметили, что Камболов Марат и другие члены Комиссии затронули и тему молодых специалистов. Отмечалось, что обсуждаемые институты и НИИ готовят достаточно много успешных специалистов, но недостаток в «молодой крови» все же остро ощущается. Справедливости ради стоить сказать, что с подобными проблемами сталкивается сегодня практически весь российский научный мир. Оценивать сложившееся положение как исключительно отчаянное Марат Камболов не стал, но его весьма значительные масштабы не опровергал. Тем не менее, стандартные процессы современного научного прогресса функционируют несколько лучше, чем в недалеком прошлом. Так, связи отечественных ученых с коллегами из-за рубежа только упрочнились, что вполне отражает среднемировые тенденции. Кооперация подобного рода позволяет сократить сроки научных разработок и дать изобретению или открытию более широкую перспективу применения. Можно охарактеризовать подобные процессы, как одно из проявлений такого явления, как глобализация. На примере атомной энергетики ее преимущества видны особенно отчетливо. Как бы то ни было, существует и определенная негативная тенденция подобной практики. Заключается она в том, что многим российским перспективным ученым поступают предложения от зарубежных научных центров. Многие соглашаются на эмиграцию и так и не возвращаются обратно, так как на родине схожих условий работы они не получают. Подобные случаи не редки и, в принципе, нормальны, но нельзя не признать, что собственно российскому научно-исследовательскому потенциалу тем самым наносится непоправимый урон, что негативно влияет на взаимоотношения между государствами и состояние экономики страны в целом. Именно по этим причинам, как отмечает Марат Камболов, в Российской Федерации был запущен процесс по модернизации научной отрасли, главной целью которой является создание достойных условий для жизни и творчества отечественных специалистов. Пока о результативности предпринятых мер судить рано, но продолжать бездействовать и далее больше нельзя.

 

Марат Камболов особенно отметил, что от массовой эмиграции лучших умов больше всего проигрывает РАН – ведущая российская научная организация. Важными шагами в решении назревших проблем стало подготовка Комиссией письма, предназначенного руководству РАН, в котором перечислены необходимые, по мнению членов Комиссии, мероприятия, которые позволят в некоторой степени привлечь в академию молодежь и повысить уровень атомной безопасности. Льготы для молодых специалистов в основном финансовые – увеличение оплаты труда, предоставление жилой площади и т.д. В дальнейшем намечается и введение других льгот.

 

Письмо, которое составила Комиссия и председатель Марат Камболов многими аналитиками воспринимается как часть конфликта между Министерством науки и РАН. Но существует и альтернативная точка зрения, которая предполагает, что власти страны наконец-то решили всерьез заняться реформами научной отрасли, которая так важна для государства и общества. Нельзя не отметить и тот факт, что РАН теряет свои позиции перед более амбициозными организациями-конкурентами. Яркое тому свидетельство – увеличившееся число переводов своих трудовых книжек сотрудниками академии в другие центры, что, как отметил Камболов, ведет к усилению университетов – явление, которого ранее не наблюдалось. В этом не было бы ничего негативного, если бы не тот факт, что от подобных «миграций» страдает основное и старейшее научное ведомство России. В худшем случае это может негативно повлиять и на развитие исследований в атомной сфере. Этому, Марат Камболов и Комиссия и стараются не дать свершиться.