Камболов Марат Аркадьевич, заместитель министра образования и науки, считает, что главный двигатель производства – это наука и образование. Некоторые зеленые активисты полагают, что атомная энергетика является крайне опасной отраслью, но, несмотря на это, она обеспечивает не только нормальное развитие экономики (ведь далеко не все страны обладают достаточными запасами углеводородов), но и служит основой прогрессивных научных разработок.
Камболов Марат Аркадьевич, заместитель министра образования и науки, считает, что главный двигатель производства – это наука и образование. Некоторые зеленые активисты полагают, что атомная энергетика является крайне опасной отраслью, но, несмотря на это, она обеспечивает не только нормальное развитие экономики (ведь далеко не все страны обладают достаточными запасами углеводородов), но и служит основой прогрессивных научных разработок.
Вследствие этого учебные и научные заведения хотят иметь свои атомные объекты. Сегодня в России имеются научные организации, обладающие атомными объектами. Среди них Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, Институт биофизики клетки РАН, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина РАМН, а также Институт теоретической и экспериментальной физики, который входит в НИЦ Курчатовский институт.
Все эти учебные и научные заведения заинтересованы в том, чтобы отрасль бесперебойно развивалась, так как любое чрезвычайное происшествие хотя бы в одной организации отрицательно отразится на репутации всех остальных.
Как правило, общественность не вдается в доскональные подробности понимания атомной индустрии, но в то же время Россия обладает специалистами, которые способны оценивать потенциальные риски при выдаче той или иной организации разрешения на обзаведение собственными атомными мощностями.
Именно для этих целей Министерство образования и науки создало Комиссию, которая правомочна признавать организации пригодными для эксплуатации ядерной установок, радиационных источников или быть пунктом хранения и использовать собственные силы или привлекать другие организации для проектирования, размещения, строительства, эксплуатации и прекращения эксплуатации указанных ядерных сооружений, а также осуществлять деятельность, связанную с обращением радиоактивных ядерных материалов и веществ.
Руководителем Комиссии является заместитель министра образования и науки Марат Камболов, новости о назначении которого уже давно известны общественности.
19 июня 2013 года Комиссия под председательством Марата Камболова, на очередном заседании, рассмотрела готовность учебных и научных заведений к проведению работ, связанных с атомной энергией. Приоритетными проблемами являлись ядерная и радиационная безопасность предприятий, а также вопросы подготовки персонала.
Несмотря на то, что перечисленные выше российские учебные и научные заведения довольно успешно подготавливают высококлассных специалистов в области ядерной энергетики, они как и другие исследовательские учреждения в нашей стране, нуждаются в молодых специалистах. Положение нельзя, конечно, признать катастрофическим, но налицо системные проблемы.
Во время получения образования и после окончания учебных заведений российские специалисты часто общаются со своими коллегами за рубежом, что на современном этапе является и неизбежным, и жизненно необходимым для развития научных разработок, в которых на первый взгляд может быть заинтересованы только какая-то отдельная страна. Наука уже давно является международным проектом.
Марат Камболов акцентировал внимание на таких значимых для всего мира направлениях работы, как атомная энергетика и радиационная безопасность. Однако зачастую успешное сотрудничая с азиатскими и западными научными центрами, российские ученые получают приглашение на работу и многие обратно не возвращаются.
То, что ученые разных государств перемещаются по миру, является совершенно нормальным явлением, но если они не будут возвращаться обратно, то научный потенциал нашего государства будет снижаться, что в свою очередь приведёт к снижению конкурентоспособности российской экономики, да и отрицательно скажется на общественных процессах.
Поэтому в России необходима разработка не только программ, стимулирующих научный обмен, но и программ, обеспечивающих и создающих нормальную рабочую среду и условия жизнедеятельности для российских ученых. Успешна ли проводимая политика? Мнения на этот счёт различны, однако если бездействовать в этом направлении, то положительного результата точно не достичь.
Особенно страдает от «утечки мозгов» Российская академия наук (РАН). Именно по этой причине, как подчеркнули последние новости, Марат Аркадьевич Камболов предложил Комиссии направить руководству академии письмо с конкретным планом мероприятий, обеспечивающих усиление контроля над радиационной безопасностью на предприятиях и в организациях, привлечение молодых ученых на предприятия, где используется атомная энергия, для чего увеличить им заработную плату, предоставлять жильё и льготы.
Особенное внимание в последнее время к РАН можно трактовать как продолжающееся противостояние между министерством и академией наук, которое активно обсуждают в СМИ. Но можно посмотреть на это под другим углом зрения. Так как РАН до сих пор основной поставщик исследований в области фундаментальных наук, то ее состояние чрезвычайно важно для государства и общества.
Некоторые эксперты считают, что Российская академия наук сдает свои позиции, а исследовательские университеты в то же время набирают силы и научные амбиции. В некоторой степени эта тенденция имеет место, однако чаще всего университеты увеличивают свою активность, переманивания к себе академических ученых, которые уже состоялись, как профессионалы. Так как многие учёные хотят улучшения своего материального положения, люди переводятся в приглашающие их организации, и тем самым формируется тенденция по усилению университетов. Перевод на другое место работы ничего отрицательного не несет, поскольку старые исследовательские команды не остаются без внимания.
Но Министерство образования и науки не должно забывать об учреждении, имеющем глубокие исторические корни и большой потенциал.
Вероятно, именно по этой причине Комиссия под председательством Марата Камболова и направила руководству РАН свои предложения. Реформирование Российской академии наук, несомненно, положительно повлияет на отечественные научные исследования в радиологии и атомной энергетике.