Голикова Татьяна Алексеевна приняла участие в совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, прошедшем в Кремле под председательством Владимира Путина.
Голикова Татьяна Алексеевна приняла участие в совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, прошедшем в Кремле под председательством Владимира Путина.
Основной темой совещания была практическая реализация мер по исполнению президентских указов о социально-экономическом развитии страны. Голикова остановилась на ряде проблемных вопросов. Приводим выдержки из стенограммы ее выступления.
Вот что Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, думает об образовании.
Программа «Развитие образования»
Первая тема — это образование и повышение заработной платы в целом в социальных отраслях, вытекающие из указов Президента. При анализе уровней заработных плат и тенденциях, которые складываются по их повышению, необходимо фиксировать неоднородность ситуации, которая складывается в регионах Российской Федерации.
Необходимо провести работу по чёткой выверке оценок средств, которые необходимы на повышение уровня заработной платы в треугольнике: Министерство финансов — субъект Российской Федерации — соответствующее отраслевое министерство, которое мониторит повышение уровня заработной платы в соответствующем регионе. Как правило, оно базируется на оценках по повышению уровня заработной платы, которые представляют субъекты Российской Федерации. В отличие от Министерства финансов, которое базируется на нормах указов Президента.
По нормам указов, повышение уровня заработной платы должно базироваться не только на простом, прямом увеличении заработных плат, но и на 30 % экономии в связи с реструктуризацией. У нас возникают нестыковки в оценках.
И второе: 80 % всего бюджета государственной программы «Развитие образования» составляют средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Но механизмы, позволяющие влиять на выделение регионами необходимого объёма средств и реализацию установленных указом задач, не созданы.
Следующую часть выступления Татьяна Голикова посвятила детским садам.
Дошкольное образование
Наиболее проблемная ситуация складывается с реализацией положений Указа о достижении к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. В целом по стране дошкольное образование в различных формах получают свыше 5,5 млн детей в возрасте от трёх до семи лет. При этом на 1 ноября 2013 года в очереди состояли более 449 тысяч детей.
На начало 2013 года 2,4 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, а количество новых мест, которое планируется создать в 2013 году, удовлетворяет данную потребность лишь на 15 %.
Прирост численности детей в возрасте от трёх до семи лет для обеспечения их местами в дошкольных учреждениях составит на 1 января 2016 года 1,2 млн человек. При этом решение данной проблемы предлагается осуществлять за счёт возможностей негосударственного сектора дошкольного образования и развития вариативных форм дошкольного образования, что в настоящее время в регионах Российской Федерации развито очень слабо.
О жилье Голикова Татьяна Алексеевна, глава Счетной палаты, говорила «по пунктам».
Жилищный вопрос
Самым проблематичным, с нашей точки зрения, является реализация так называемого «жилищного указа» № 600.
Первое. Из десяти значений целевых индикаторов и показателей, установленных на 2012 год ФЦП «Жилище», по шести показателям значения не определены ввиду отсутствия данных у Росстата, по трём — плановые значения не достигнуты. Средства федерального бюджета на реализацию ФЦП «Жилище» используются неэффективно.
По состоянию на 1 января 2013 года неиспользованный остаток средств федерального бюджета на счетах бюджетов субъектов Федерации составил 13,4 млрд рублей, или почти четверть предусмотренного годового объёма. Такая ситуация связана с крайне низкой организацией подготовительной работы в регионах.
Второе. В рамках программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, например, в Ставропольском крае средства федерального бюджета в сумме 69,5 млн рублей не использовались более года. Причина — предварительная проработка заявок на софинансирование не проводится в системном режиме, в результате чего вместо запланированных к вводу 11 объектов в 2012 году фактически введено только два.
Третье. В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» 12 из 26 субъектов не обеспечили финансирование мероприятий подпрограммы на сумму 980,4 млн рублей.
Таким образом, основной причиной срыва выполнения мероприятий по данной подпрограмме явилось отсутствие должной подготовки заявок на софинансирование, их формальное рассмотрение без учёта фактического состояния дел в регионах.
В результате соглашения с Минрегионом заключались со значительным нарушением сроков. Позднее перечисление средств федерального бюджета сделало невозможным проведение процедур торгов.
Четвёртое. Не обеспечено завершение мероприятий по нормативно-правовому обеспечению отрасли в целях решения задач по её демонополизации, ликвидации избыточных административных барьеров, упрощению процедур предоставления земельных участков и увеличению объёмов внебюджетных инвестиций в развитии инженерной инфраструктуры.
Пятое. При капитальном ремонте и строительстве практически не применяются современные энергоэффективные экологичные материалы и технологии, а также современные технологии производства строительных материалов, позволяющие снизить стоимость строительства. Эта ситуация связана в первую очередь с отсутствием должного технического регулирования отрасли. В настоящее время утверждён только один технический регламент по безопасности зданий и сооружений.
В этой связи полагаем целесообразным обеспечить внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты.
И, наконец, шестое. В регионах отсутствует достоверная информация о реальных объёмах аварийного жилья, а также о фактическом состоянии инженерных систем.
Прогнозный план по ликвидации аварийного жилья, разработанный Фондом содействия реформированию ЖКХ и включающий 10,7 млн квадратных метров, не соответствует сведениям официальной статистической отчётности, где этот показатель составляет не менее 13,4 млн квадратных метров. Прогнозный план также не учитывает объёма нерасселённого жилья в зоне БАМа, утверждённая программа фактически выполнена только на 32 %.
Более того, заявки, которые сформированы регионами по состоянию на 1 октября 2013 года, включают порядка 9,5 тысяч аварийных домов, что составляет менее 20 % аварийного жилищного фонда. Регионы занижают показатели исходя из своих бюджетных возможностей.
Представляется целесообразным для каждого региона определять соотношение привлекаемых средств регионального бюджета и средств Фонда содействия реформирования ЖКХ путём повышения доли софинансирования из федерального бюджета для тех регионов, где это объективно необходимо. Потому что каждый из субъектов Российской Федерации получил разное наследство.
Наконец, Татьяна Голикова обратила внимание и на работающих людей.
Производительность труда
В соответствии с указом о долгосрочной государственной экономической политике к 2018 году показатель производительности труда должен возрасти в полтора раза относительно уровня 2011 года. Основой для этого является рост инвестиций, технологическое обновление промышленности, развитие конкуренции, поддержка развития науки и технологий, повышение квалификации занятых граждан и так далее.
Динамика производительности труда по ВВП характеризует ситуацию по экономике в целом. В отраслевом разрезе картина неполная. В базовом секторе отраслей динамика производительности труда рассчитывается как динамика добавленной стоимости или выпуск, делённый на динамику затрат труда. Эти отрасли относятся к группе отраслей, реализующих продукцию преимущественно по рыночным ценам.
При этом показатель динамики производительности труда не рассчитывается для отраслей бюджетного сектора, таких как медицина, образование, государственное управление, коммунальные услуги. Кроме того, учитывая информационные ограничения, динамика производительности труда не рассчитывается для вида деятельности «финансовая деятельность».
В перечень целевых индикаторов и показателей отдельных государственных программ показатель «рост производительности труда» не включён вовсе. Это относится к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, космической деятельности России.
Необходимо при корректировке программ к 1 февраля учесть все эти нестыковки и всё-таки избрать какую-либо программу, которая бы содержала в себе интегрированный показатель по повышению производительности труда.
Из федерального бюджета выделяются значительные средства на модернизацию различных отраслей экономики. Зачастую полученные инвестиции не направляются на модернизацию производства и высокопроизводительных рабочих мест, а используются на другие цели, в том числе на текущие расходы и для размещения на депозитных счетах. Одним из основных условий выделения средств должны быть программы по росту производительности труда.