Михаил Мишустин: биография ФНС тесно переплетается с другими ведомствами

17 февраля 2011 г. на расширенной коллегии Федеральной налоговой службы, посвященной работе ИФНС по г. Москве, кроме прочих тем был затронут вопрос о работе с имущественными налогами.

17 февраля 2011 г. на расширенной коллегии Федеральной налоговой службы, посвященной работе ИФНС по г. Москве, кроме прочих тем был затронут вопрос о работе с имущественными налогами. Глава ФНС Михаил Мишустин остался недоволен тем, как организована работа в этом направлении в Москве и предложил новой главе инспекции по Москве работать с этими налогами активнее. Однако такая ситуация не уникальна. Несмотря на то, что в некоторых регионах имущественные налоги собирают лучше, сложностей с ними хватает. Так на брифинге, который прошел в РИАН 25 февраля 2011 г.

 

Мишустин говорил о том, что большинство жалоб налогоплательщиков связано с тем, что регистрирующие органы в ФНС предоставляют не соответствующую действительности информацию о правообладателях и объектах недвижимость. Такая ситуация не может нравится главе ФНС по очень простой причине: значительное количество сотрудников приходится направлять на работу по этим жалобам — сначала рассмотрение вопросов проходит в форме досудебного аудита (процедура стала обязательной), а если на этом этапе не находится удовлетворительного решения, то и на уровне судов.

 

Отметим, что сейчас все большее количество дел заканчиваются уже на досудебном уровне: по результатом 2010 г. таких случаев стало на 13 % больше, чем в 2009 г. Тот факт, что Мишустин отдельно отмечал эти показатели как положительные результаты работы его ведомств говорит о том, что случаев много. Кроме того, не совсем понятен экономический ущерб от «грязных данных», которые поступают в ФНС. Если попытаться его вычислить, то нужно будет складывать различные показатели: налоги, которые могли исчислить, но не сделали этого, поскольку не было информации; налоги, которые исчислили, то неверно было сформированы уведомления; неверно исчисленные налоги, объемы которых были потом обжалованы в досудебном или судебном порядке.

 

Hе так давно в различных интервью Михаил Мишустин отмечал, что он считает имущественные налоги одним из основных способов стабильного пополнения бюджетов всех уровней. В некоторых странах поступления от имущественного налога могут составлять больше половины некоторых бюджетов. В России пока такого не наблюдается. Одна из причин этого в том, что пока администрирование налогов на имущество обходится дороже, чем поступления. Для исправления этой ситуации предпринимаются различные шаги. В первую очередь решением может быть использование новых технологий. После того, как 15 ведомств исполнительной власти обязали сдавать информацию в ФНС в электронном виде, появилась возможность работать лучше за счет того, что все данные будут попадать в одно информационное хранилище, где будут проверяться на достоверность, а потом через компьютерные сети будут доступны для всех сотрудников ФНС. Однако создание такого централизованного банка данных предполагает, что там будет храниться достоверная информация: накопление ошибок при одновременном взаимодействии с 15 регистрирующими органами может быстро привести к тому, что система будет выдавать огромное количество ошибок. Именно поэтому Мишустин и назвал 2011 г. годом борьбы с «грязными данными».