«Про метель стучат колеса, только песня не про это…»

Независимое железнодорожное расследование

Дмитрий Львов

 

«…Только песня не про это, не про лето, не про осень — про меня и про тебя…»  кхм… Песня Визбора вспомнилась, пока ехал в пригородной электричке «Москва — Шаховская». За пыльным окном  плывут пейзажи и настраивают на поэтический лад. Ритмичный стук колес, смена ландшафта за окном – ностальгия…

Независимое железнодорожное расследование

Дмитрий Львов

 

«…Только песня не про это, не про лето, не про осень — про меня и про тебя…»  кхм… Песня Визбора вспомнилась, пока ехал в пригородной электричке «Москва — Шаховская». За пыльным окном  плывут пейзажи и настраивают на поэтический лад. Ритмичный стук колес, смена ландшафта за окном – ностальгия…

Разносили газеты. Прочитал, что в 2012 году на дальние расстояния ездить может быть станет дешевле. Сказал нашему редактору по транспорту. Редактор ухмыльнулся – «с чего вдруг, под выборы? Разберись на месте, к понедельнику сдашь заметку…»

Для России железные дороги – спасение, при известном отсутствии прочих нормальных дорог. Жаль только, что мне поездка из Москвы, например, в Лесодолгоруково обойдется в полторы сотни рублей: каждый день – накладно. При этом, то же расстояние в другом направлении оценивается почему-то дешевле. Налицо полное отсутствие логики —  следствие зональной системы тарификации. Чтобы добраться от станции Сетунь до платформы Марк (30 км), пассажир должен заплатить за билет 26 рублей, а чтобы доехать от Сетуни до Голицино (также 30 км), ему придется покупать билет уже за 49,5 рублей. Проезд от Щербинки до Трикотажной (56 км) обойдется пассажиру в 115,5 рублей, а чтобы добраться до Трикотажной от станции Бутово (52 км) заплатить придется всего 26 рублей.

 

Что делать?

Вопрос «кто виноват?» по традиции остается открытым, зато ответ на сопутствующее «что делать?» взяла на себя Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК — дочерняя структура РЖД), предложив новую тарифную систему взамен существующей.

Суть реформы  – переход от существующего зонального принципа на покилометровый; в результате стоимость проезда для большого числа пассажиров значительно снизится. Задача ЦППК, по словам руководителя маркетингового отдела компании Андрея Шеленкова — «сохранить все существующие маршруты (до сих пор убыточные маршруты просто отменяли), сделать расписание более удобным, внедрить понятные, справедливые и доступные тарифы для населения».

Действительно, новые тарифы выглядят, по меньшей мере, разумно. Отменяется система пригородных зон, проезд оплачивается только в зависимости от длины маршрута. Так, билет на одну поездку для проезда первых 15 км от любого пункта отправления будет стоить 25 рублей. За каждые следующие 3 км цена билета будет увеличиваться на 5 рублей. А при следовании на расстояние свыше 70 км, вводится единая стоимость проезда – 120 рублей, неважно, проедешь ты 71 км или 200 км. Абонементы будут, естественно, еще дешевле.

В ЦППК решились-таки отказаться от копеек. Цены на все виды проездных документов округлить до 5 рублей.

 

Морковка для зайцев

За время существования зонального принципа формирования тарифов, появилась огромная популяция дорожных «зайцев», не желающих платить за проезд. Железнодорожники пытается с ними бороться, но пока без толку.

На соседней скамейке в вагоне сидит молодой парень, подсаживаюсь, рассказываю о новой системе тарифов, интересуюсь:

— Вы часто на электричках передвигаетесь?

— Я почти не езжу, друзья ездят. «Зайцем» часто, да.

— Дорого?

— И дорого и… Но в Москву билеты чаще покупают.

— Уменьшится цена, будут покупать?

— Будут, конечно же… в Москву-то точно будут.

Ограничение цены разового билета 120 рублями серьезная «морковка» для «зайцев». С такой ценой билета в электрички переберется часть пассажиров с автобусных маршрутов. Там точно снижать стоимость проезда не собираются, а цены на билеты немаленькие: из Москвы в Воскресенск – 230 рублей, в Голутвин – 250, в Можайск – 180, в Сергиев Посад – 145, в Александров – 200. А новые железнодорожные тарифы до всех этих станций неизменны – 120 рублей. К тому же на электричке получается в разы быстрее, чем на автобусе, даже без пробок!

Кстати, цены на билеты уменьшатся не у всех: для некоторых пассажиров стоимость проезда останется неизменной, а у других даже немного повысится, в среднем рублей на 8-10. Пострадают те, кто ездит на небольшие расстояния между станциями нынешних второй и третьей зон. Но есть и положительная сторона для этих пассажиров. Им будет все равно, ехать, например, до Выхино или сразу до Казанского вокзала. На Выхино утром столпотворение, а на Казанском можно спокойно пересесть в метро.

 

Vox populi

На станции «Бутово» рассказываю местному жителю о грядущих нововведениях. Спрашиваю, как отнесется к возможному повышению цен на его маршруте.

— Шкуру дерут.

И на вопрос  «А справедливость как же?»:

— …Подружился волк с овцой. Вот если б я с Серпухова ездил, тогда нормально, будет выгода (смеется).

Те же вопросы задаю молодому человеку на Комсомольской площади:

— На электричках часто ездите?

— Бывает, вон с Казанского.

— Когда система поменяется, как отнесетесь?

— Ну, понизится цена – хорошо, а повысится – от меня не убудет, я не жадный!

На Ярославском вокзале обращаюсь к пожилому мужчине:

— А Вы на электричках ездите?

— Езжу, ежедневно.

— А где живете, если не секрет?

— Пушкино, от Москвы километров 30

— Сейчас устраивает цена?

— Нет, не устраивает. Меньше станет? Буду признателен, давно пора.

Удалось обрадовать человека, сейчас билет до Пушкино стоит 66 рублей, а будет стоить 50. Вот такой он, глас народа. Всегда кто-то доволен, кто-то недоволен, а кому-то все равно. Но дальние пассажиры точно скажут «спасибо». Наверняка станет и «зайцев» меньше. Посмотрим. Но что прислушались к людям – уже хорошо.