Алексей Митяшин: Саммит в Дурбане не принес никаких принципиальных решений

Саммит в Дурбане не принес никаких принципиальных решений по поводу будущего климатического режима. В связи с приближением окончания срока действия Киотского протокола декабрь 2012 г., все более актуальным становится вопрос регулирования выбросов в отсутствие нового соглашения.

 

Саммит в Дурбане не принес никаких принципиальных решений по поводу будущего климатического режима. В связи с приближением окончания срока действия Киотского протокола декабрь 2012 г., все более актуальным становится вопрос регулирования выбросов в отсутствие нового соглашения.

 

В ноябре 2011 г. при Министерстве экономического развития начала функционировать рабочая группа по вопросам «целесообразности регулирования выбросов парниковых газов». На первом заседании данной рабочей группы было принято единогласное решение, что необходимо регулировать данную сферу на национальном уровне. Это позитивная новость, означающая, что эта проблема начинает обсуждаться уже в практическом смысле.

 

Учитывая, что срок действия Киотского протокола истекает в конце 2012 г., а новое соглашение в ближайшие годы заключено не будет, важность национального регулирования возрастает. Вероятно, в будущем, в России может быть создана национальная система торговли квотами (причем ее можно интегрировать в Европейскую систему торговли квотами — техническая возможность для этого есть). Если это сделать, то будет создан региональный рынок квот, а учитывая, что рынок ЕС – ведущий в мире, Россия могла бы оказаться в благоприятной ситуации. Я лично слышал от Олега Плужникова из Министерства экономического развития, что Минэкономразвития очень заинтересовано в этом, но органы власти не предпринимают никаких действий.

 

В случае принятия решения о создании национальной системы торговли квотами в России, необходимо максимально точно скопировать европейскую систему и просто наложить ее на российскую действительность с минимальными изменениями. Если Россия опять, как в случае с реализацией механизмов Киотского протокола, станет создавать «особенную» систему, то вероятно это кончится созданием очередной коррупционной схемы. Именно поэтому, необходима максимально прозрачная система, интегрированная в систему ЕС. Без интеграции с ЕС данная система будет нежизнеспособна, потому что, только из ЕС Россия сможет получать технологии и инвестиции для сокращения выбросов. С позиций модернизации Российской промышленности целесообразно создать единую с ЕС систему регулирования выбросов понимая, что основным продавцом будет Россия, а основными покупателями страны Евросоюза. Если быть точным, то выгоду получат предприятия единого Евроазиатского пространства.

 

По моей оценке, первыми в предполагаемую систему могут войти электростанции и предприятия промышленности (в первую очередь химическая и металлургия). До сельского хозяйства пока, думаю, дело не дойдет, там и помимо выбросов хватает проблем. Много говорят об ограничении выбросов для авиации, т.к. последние действия ЕС сделали этот вопрос актуальным. Россия со своим изношенным парком и бескрайними пространствами удобный полигон развития этого процесса.

 

Что касается окончания действия Киотского протокола, то хотел отметить ещё один интересный факт: многие проекты по сокращению выбросов метана (это в основном утилизация попутного газа при добыче нефти) потеряли  «aditionality», т.е. больше не считаются проектами, приводящими к сокращению выбросов. Это связано с обязательством по утилизации попутного газа до 2012 г., т.е. и без Киотского протокола это должно быть сделано.

 

До конца действия Киотского протокола, в России еще, вероятно будет зарегистрировано около 80-100 проектов, по крайней мере, так планирует Сбербанк, все более монополизирующий данную функцию государства.