Нaлоговые риски возвращаются

Неожиданная инициатива налоговых чиновников возвращает бизнес к началу реформ, когда предприниматели закладывали в свои бюджеты статью расходов «налоговые риски».

Неожиданная инициатива налоговых чиновников возвращает бизнес к началу реформ, когда предприниматели закладывали в свои бюджеты статью расходов «налоговые риски».

 

В конце декабря 2011 года заместитель министра финансов Сергей Шаталов подписал письмо, разъясняющее для Федеральной налоговой службы (ФНС) позицию министерства относительно налогообложения купонного дохода по российским еврооблигациям. С согласия Шаталова ФНС собирается забрать у эмитентов еврооблигаций налоги на купонные доходы  в пользу инвесторов за последние три года. Финансовые аналитики оценивают изъятие от 600 млн до 1,5 млрд долларов. Участники рынка дружно заговорили о непредсказуемости российского законодательства. Это нонсенс, десять лет существовать по одним правилам, а потом росчерком пера изменить всю выстроенную систему.

Инициативу по налогообложению платежей в пользу SPV-компаний проявил заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров, а замруководителя Минфина Сергей Шаталов поддержал предложение, подписав известное письмо. Подписант и его противники уже вторую неделю выступают в СМИ с противоречивыми заявлениями, при этом инициатор этого спектакля как в рот воды набрал. Эксперты, наблюдающие за происходящим, задаются одним вопросом, как этот молодой человек всего полгода назад занявший свою должность, умудрился за раз поставить на уши два министерства и руководство десятков крупнейших российских компаний.

Д. Егоров сделал феноменальную карьеру, поднявшись за одиннадцать лет до замруководителя одного из важнейших федеральных ведомств страны с должности юрисконсультанта некоего ЗАО «Энеко». За эти годы, согласно официальной биографии, г-н Егоров побывал на 11 должностях. Это характеризует не только г-на Егорова, но и в большей степени обстановку в ФНС. Нестабильность налогового законодательства России стала притчей во языцех, а начало оно берет отсюда − от карьерных взлетов чиновников, не озабоченных интересами государства.

Информация в СМИ о ходе «торговли» по налогу между крупнейшими эмитентами и Минфинов с ФНС производит странное впечатление. Словно речь идет не о законодательстве одной из крупнейших стран мира, а о препирательстве на деревенском базаре.

Если бы ФНС и Минфин действительно обнаружили ошибку в начислении налогов на платежи при обслуживании еврооблигаций в течение последних 15 лет, то при нормальном подходе к делу они должны бы были, как минимум, признать свою ошибку, обсудить ситуацию с крупнейшими заемщиками, и принять совместное решение с учетом интересов бизнеса. Например, объявить о начислении этого налога с 2013 года, чтобы эмитенты могли его учесть в своих бизнес-планах. Сделано же ровно наоборот.

Топ-менеджеры открыто говорят, что после письма Шаталова, в бизнес-планах компаний может появиться статья расходов «налоговые риски». Молодой чиновник ФНС развил бурную деятельность, но забыл поменять законодательство, в итоге лишь усилил хаос.

Наиболее сильно новый налог на евробонды скажется на отраслях, где реализуется масштабные проекты на заемные средства, прежде всего, в ТЭК. Компании возместят ущерб за счет цен на свою продукцию, что приведет к очередному витку инфляции, ускорению вывоза капитала и еще большему числу желающих эмигрировать из страны, чтобы издалека наблюдать за «творчеством» выдающихся карьеристов.

 

Источник: http://polit.ru/article/2012/02/08/rx/