Тимур Гизатуллин: Рахимовский Нео

15 мая 2012 года удар судейского молотка положил конец самостоятельному существованию ООО «Матрица Финанс», части одной из самых неоднозначных бизнес-структур, принадлежавших Тимуру Гизатуллину. Решением суда на предприятии-должнике было введено внешнее управление. Экспансия агрессивного башкирского предпринимателя была закончена.

15 мая 2012 года удар судейского молотка положил конец самостоятельному существованию ООО «Матрица Финанс», части одной из самых неоднозначных бизнес-структур, принадлежавших Тимуру Гизатуллину. Решением суда на предприятии-должнике было введено внешнее управление. Экспансия агрессивного башкирского предпринимателя была закончена.

 

Башкирский Нео создает собственную Матрицу

 

Чтобы понять, что такое холдинг «Матрица», в который входила «Матрица Финанс», стоит представить в полном объеме всю предпринимательскую деятельность Тимура Гизатуллина на момент создания холдинга в 2006 году.

 

В первую очередь, это сеть супермаркетов-экспатов, которая плотно охватывала Уфу. Тимур Гизатуллин заявлял в 2008 году, что он не давал схожим структурам поднять головы на собственном поле. Уверенность предпринимателя в том, что рынок Уфы принадлежит ему, объясняют его связи с администрацией города.

 

«Вечный» мэр города Павел Качкаев занимал свою должность с 2003 по 2011 годы, которые пришлись на расцвет ритейлерской сети «Матрица». Опять же Гизатуллин никогда не скрывал, что сотрудничал с властями, по крайней мере, на местном уровне. Правда, местный уровень сильно перерос границы Уфы, когда «Матрица» открыла свои торговые точки в Стерлитамаке и Салавате. Единственными очагами сопротивления оставались Октябрьск и Нефтекамск, население которых, впрочем, не могло обеспечить устойчивого платежного спроса на ритейл.

 

Феноменальным талантом Гизатуллина пытаются объяснить причины его успеха. Около трех десятков торговых точек «Матрицы» в региональной столице к 2008 году – это не шутка. Но наивно думать, что здесь сработал принцип «кто раньше встал, того и тапки», на чем настаивал Гизатуллин. Он утверждал, что пришел на пустое место, заполненное паникующими после дефолта 1998 года мелкими (и не очень) розничными магазинами. Ритейла как такового не было.

 

И вдруг находится сеть уфимских магазинов «Универсал-трейдинг» (в количестве пяти), которую «совершенно случайно» предложил Гизатуллину в 2000 году банк «Уралсиб». Задним числом Тимур Хамитович утверждает, не моргнув и глазом, что настоящей сетью «Универсал-трейдинг» якобы не являлся. Не те площади, не тот размах. Вот он приобрел эти «помойки» и придал им благовидность, расширив и приумножив свои владения.

 

Секрет же прост: не в одной мэрии у Гизатуллина были свои связи. В столь непрозрачном регионе, как Башкортостан, накрытом долгое время удушающим властным спрутом клана Каримовых, существовал свой собственный «государственный» банк. Он был ровно настолько государственным, насколько само государство (республика Башкортостан) отождествлялось с бессменным президентом Муртазой Рахимовым. Именно благоволение последнего позволило Гизатуллину взять высокий старт. К слову, потрачено на приобретение пяти торговых точек было всего $400 тыс. Сущие крохи, честно говоря.

 

Короля делает свита

 

Все остальные части империи Гизатуллина можно свести воедино. Они не были широко известны, хотя на них возлагались не менее важные функции, чем на сеть супермаркетов.

 

Во-первых, торговых сетей у Гизатуллина было все же две. Вторая — узкоспециализированная — занималась продажей алкоголя. Это — «Новое время» (с которого в 1994 году и начинался весь бизнес), оптовик на рынке поставок алкоголя розничным торговцам. И «Мастер вин» (основан в 1998 году) — самый, пожалуй, успешный, проект Гизатуллина, который держится на плаву до сих пор и не намерен подавать признаков болезней роста.

 

В алкогольный рынок Гизатуллин вцепился так крепко, что до сих пор «раздевает» всех должников «винного мастера» в арбитражных судах. На вершине могущества башкирского предпринимателя он подмял около 65% всего оборота алкоголя в Башкортостане. Теперь эта цифра, разумеется, скромнее, но вряд ли составляет меньше 40%.

 

Дополнительные функции в алкогольной сети Гизатуллина выполняют ООО «Супермаркет Калина», дополняющее «Мастер вин» и дочернее от него; ООО «Новое время Сибай» — аналог «Мастера вин» и его дочернее предприятие в башкирских районах; ООО «Физкультура и здоровье +» — не без юмора названная очередная «дочка» «Мастера вин», реализующая населению алкоголь мелким оптом.

 

Транспортная группа состоит из двух ООО – «Логистик авто» и «Автоматрица». Три десятка единиц техники обслуживали нужды оптовых компаний Гизатуллина до времени заката его могущества.

 

Наконец, недвижимость была закреплена за целой группой компаний: ООО «Торговый центр Матрица» (создано в 2006г. для управления объектами недвижимости группы), ООО «Инвестиционно-строительная корпорация «Мегаполис», ООО «Башстройсервис» (созданы в 2006г. для проектирования и строительства объектов недвижимости), девелоперские компании ООО «Столичная недвижимость», ООО «Столичный комитет имущественных отношений», ООО «Матрица Недвижимость», ООО «Торговая недвижимость», ООО «Оптимаркет», ООО «Терминал».

 

Наконец, в 2005 году создана «Матрица Финанс», специально для эмиссии ценных бумаг.

 

Азиатские методы

 

Все составные части предпринимательского кластера Гизатуллина отличались повышенной лабильностью, гибкостью и приспособлением к текущей ситуации. Однако на практике все эти качества проявлялись только в пределах Башкирии. Совершенно неслучайно в этом смысле совпадение судьбы внешней экспансии башкирской торговой сети и ряда татарских аналогов, например, «Красного Востока». Ведь в обоих случаях разветвленные структуры действовали и расцветали под крылом местного авторитарного правителя, сводившего конкуренцию с пришлыми чужаками к нулю. Но стоило птенцам покинуть родное гнездо, как на площадках свободной бизнес-игры эти любимчики становились легкой добычей настоящих виртуозов, профессионалов, добившихся своих высот в ожесточенной борьбе и заслуживших свои регалии.

 

Гизатуллин предпринял попытки расширить сеть, придя на рынок Москвы и Самары. Там его попытки были относительно удачными. Но в обоих случаях он использовал все же не предпринимательский ресурс, а связи. Привычку оказалось трудно переломить. В Москве за него похлопотал приятель, криминальный авторитет, а ныне – уважаемый бизнесмен Владимир Глухов. По слухам, для того, чтобы выбить место под неласковым московским солнцем, Глухову пришлось напрячь старые связи.

 

В Самаре Гизатуллин лично вошел в доверие к самарскому мэру, который широким жестом отдал башкирскому предпринимателю муниципальный кинотеатр «Волна», что постоянно служит причиной негодования местных депутатов.

 

Но Гизатуллин – игрок невероятно эгоцентричный. Его агрессия несколько наивна и сильно мешает ему кооперироваться с другими игроками рынка. Так, когда в 2006-07 годах он планировал занять свою нишу в Перми, то вошел в контакт с коллегами из пермской ритейлерской сети «Виват». Но непомерные амбиции Гизатуллина оттолкнули несостоявшихся партнеров. По той же самой причине он совсем недавно, в ноябре 2012 года, не сумел найти общий язык с торговой сетью магазинов «Любимый» в Самаре. Партнеры поспешно объявили о том, что их сети объединились и образовали настоящую региональную угрозу для гигантов, вроде «ОКей» и «Рамстор». Но в итоге новость оказалась «уткой». Все по тем же причинам.

 

Иногда они возвращаются

 

Проигрыш не позорен. Но поражает настойчивость, с которой Гизатуллин пытается доказать всему миру и самому себе, что нынешнее состояние дел – временный кризис. Неслучайно во всей его истории одно: без связей он никогда бы не поднялся и не стал тем, кем является сейчас. Пожалуй, связи даже важнее его таланта. Так и в наши уже дни Гизатуллин умело маневрирует между чиновниками уфимской мэрии, добиваясь их благосклонности.

 

Не так давно он, вопреки всем законам бизнеса и здравого смысла, приобрел недвижимость в столице Башкирии. Откуда на это взялись средства у бизнесмена с миллиардными долгами – история пока что умалчивает. Зато сама возможность сделок с недвижимостью появилась у Гизатуллина благодаря протекции нынешнего мэра Ирека Ялалова, скандально известного своими махинациями с городской собственностью. Не обошлось и без участия председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью Уфы — Азамата Сагитова.

 

На глазах складывается новое трио чиновников и предпринимателя. Так что ставить точку в истории Гизатуллина еще очень рано. Ведь в регионах, подобных Башкирии, даже стены помогают тем, кто добился улыбки очередного Хозяина.

 

 

Екатерина Соколова

Источник: В кризис.ру (http://vkrizis.ru/news.php?news=4263&type=rus&rub=business)