Полгода назад, в ноябре 2012 года, назначение главы думской фракции «Единая Россия» Андрея Воробьёва врио губернатора Московской области стало чуть ли не сенсацией. Однако в следующие месяцы назначение известных законодателей на посты глав регионов приобрело характер тенденции: депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов занял пост врио главы Дагестана, думцу Константину Ильковскому доверили Забайкальский край, а недавно вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова была назначена врио губернатора Владимирской области, пишет Парламентская газета.
Полгода назад, в ноябре 2012 года, назначение главы думской фракции «Единая Россия» Андрея Воробьёва врио губернатора Московской области стало чуть ли не сенсацией. Однако в следующие месяцы назначение известных законодателей на посты глав регионов приобрело характер тенденции: депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов занял пост врио главы Дагестана, думцу Константину Ильковскому доверили Забайкальский край, а недавно вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова была назначена врио губернатора Владимирской области, пишет Парламентская газета.
Речь явно идёт не просто о «кадровом обмене» между ветвями власти (и между регионами). Возвращение к прямым выборам губернаторов и к смешанной системе выборов депутатов Госдумы, безусловно, приведёт к повышению качества политической конкуренции, особенно на уровне регионов. По сути дела, и претенденты на губернаторский пост, и кандидаты в депутаты Государственной Думы будут бороться за один и тот же электоральный ресурс — население конкретного субъекта Федерации. Что неминуемо, по «закону рынка», активизирует взаимный контроль.
Слухи о тотальной лояльности депутатов, особенно от «Единой России», высшим должностным лицам регионов и ранее были несколько преувеличены. Хорошо известны, например, активные действия представителя «Единой России» Александра Хинштейна по контролю за деятельностью региональной власти в Калининградской, Нижегородской, Самарской областях. Его депутатские запросы не только привлекли общественное внимание к ситуации в регионах, но и инициировали ряд вполне реальных уголовных расследований. Сейчас же сама жизнь выводит политическую конкуренцию на новый уровень. Используя данные законом полномочия, депутат имеет возможности — и достаточно серьёзные — поставить под контроль действия представителей исполнительной власти, в том числе на губернаторском уровне. Особенно если это депутат Государственной Думы — к депутатским запросам своих, областных парламентариев некоторые губернаторы пока ещё считают возможным относиться свысока.
Показательна в этом смысле история с Пластовской премией — денежным бонусом в размере 20 миллионов рублей, учреждённым губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Презентация поражающей масштабом премии с участием делегации ульяновских чиновников состоялась в Лондоне, что вызвало законный интерес со стороны депутатов местного Заксобрания: Александр Кругликов попросил губернатора отчитаться о загранкомандировках, но получил только отповедь со стороны Морозова, который заявил, что «не намерен обсуждать с господином Кругликовым то, что не входит в компетенцию депутатов». История могла тихо заглохнуть в недрах Ульяновской области, однако подключился депутат Госдумы — 8 февраля Игорь Зотов (фракция «Справедливая Россия», лидер Российской партии пенсионеров за справедливость), обнаружив такую «щедрость» в дотационной Ульяновской области, направил на имя Генпрокурора Юрия Чайки депутатский запрос и попросил прокуратуру провести проверку премии, которая, по мнению Зотова, «отдаёт коррупцией, если не прямой, то косвенной».
«Парламентская газета» связалась с депутатом, чтобы выяснить судьбу запроса по Пластовской премии. Выяснилось, что из прокуратуры Ульяновской области поступил ответ: премия финансируется из бюджета в размере 10 миллионов рублей, со следующего года её выплаты приостановлены, ульяновские чиновники ездили в Лондон для «презентации инвестиционного потенциала» региона, а оснований для прокурорского вмешательства представители ульяновского надзорного органа не усматривают. Значит, дело остаётся на контроле у депутата. Более того, Игорю Зотову стало известно ещё об одной ульяновской истории, требующей вмешательства «сверху». Речь идёт о печально известном в области горнолыжном комплексе «Ленинские горки».
В 2006 году группа инвесторов, привлечённая губернатором к «совместному проекту», начала строительство. В проект было вложено более 500 миллионов рублей (без обещанного софинансирования со стороны региона). В 2009 году по работающей трассе уже скатывались ученики одной из лучших в стране ДЮСШ №5, под эгидой федерации горнолыжного спорта и сноуборда России проводились соревнования, а сам губернатор охотно рассказывал о проекте на различных инвестиционных форумах. Однако потом отношения с инвестором были разорваны властями, повысившими арендную плату в… 30 раз. Вот уже три года в Ульяновске нет детской горнолыжной базы, проект заморожен, построенные объекты не зарегистрированы, чиновники отказываются что-то обсуждать, судебные разбирательства тянутся. Столкнувшись с полной невозможностью добиться правды на месте, инвесторы обратились к депутату Госдумы: в юридическую службу Игоря Зотова направлен пакет документов с просьбой «помочь остановить произвол». Как сообщил Игорь Зотов «Парламентской газете», документы будут тщательно изучены, а парламентарий готов направить в компетентные органы очередной депутатский запрос и взять ситуацию под жёсткий контроль. Скорее всего, активность депутатов Государственной Думы на региональном уровне будет только нарастать: когда нормы закона буксуют, усиливающаяся политическая конкуренция оказывается важным инструментом повышения качества власти в интересах людей и страны.
Источник: http://www.pnp.ru/news/detail/16015