В Республике Татарстан разворачивается интерактивный обучающий проект на тему инноваций «Фактор Будущего». Задача проекта — включить молодежь в инновационную деятельность, причем имеются в виду не только научно-технические инновации, но и социальные. Проект поддержан грантом Президента РФ и проводится на базе КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ).
В Республике Татарстан разворачивается интерактивный обучающий проект на тему инноваций «Фактор Будущего». Задача проекта — включить молодежь в инновационную деятельность, причем имеются в виду не только научно-технические инновации, но и социальные. Проект поддержан грантом Президента РФ и проводится на базе КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ).
Первой стадией стала экспертная сессия, прошедшая в декабре 2010 года. Разрабатывались рабочие понятия проекта: «инновационная компетенция»; «инновационная команда» и примерный состав инновационной команды. Так, например, понятие инновационной компетенции было сформулировано как способность человека распаковывать свои собственные человеческие качества и ресурсы, применять их для получения тех профессиональных знаний, умений и компетенций, которые востребованы здесь и сейчас. Также за основу было взят командный подход: один в поле не воин, пробиться может только слаженная команда, четко распределившая роли.
В работе экспертной сессии приняли участие: директор программ Международной ассоциации корпоративного образования Александра Бобрецова (Москва), доктор педагогических наук, Начальник управления образования инноваций Центросоюза России, Президент научно-образовательного Фонда «Интеллектуальный альянс» Сергей Гиль (Москва), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ Виктор Гуружапов (Москва), доктор технических наук, профессор, Президент НИУ КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ), заведующий кафедрой автоматики и управления НИУ КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) Геннадий Дегтярев (Казань), генеральный директор образовательного бюро «Солинг», директор социально-педагогического комплекса «БРИЗ» и частной школы «Перспектива» Михаил Кожаринов (Москва), социолог, эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад», руководитель межгрегионального проекта подготовки кадров «Санкт-Петербургская школа сценирования» Сергей Переслегин (Санкт-Петербург), советник дирекции Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член Экспертного совета Росатома по региональному развитию, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ Дмитрий Сладков (Саров), заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан Наталья Таркаева (Казань), доктор технических наук, профессор, Генеральный директор Инновационно-производственного технопарка «Идея» Сергей Юшко (Казань).
Вторым этапом станет стратегическая игра «Лунная Гонка». Замысел игры вдохновлен 50-летием космического полета Ю.А.Гагарина. Участники будут разыгрывать взаимоотношения между странами, транснациональными корпорациями, международными фондами и одновременно строить новые производства и исследовательские центры, решать экологические, экономические и технологические проблемы. И все это — на тему полета в космос. Игра построена на основе проактивных методов. Проактивные методы развивают умение делать что-либо первым, стремление быть на шаг впереди других. Проактивность — это способность проявлять инициативу для создания новых возможностей. Деятельность на уровне проактивности обусловлена не обстоятельствами, а решениями самого человека. Она включает в себя два слагаемых: активность и ответственность. В игру будут заложены основные ситуации, с которыми приходится сталкиваться инноватору в реальной жизни, но в иных, фантастических условиях. Девиз игры: «ситуации виртуальные – опыт реальный». В ходе игры участники получат навыки проведения переговоров, проектирования, построения стратегии, достижения целей. Игровой этап пройдет с 1 до 28 февраля 2011 года. Всего в игре примет участие около 1000 молодых людей.
Следующий после игрового этапа — обучающий. В рамках игрового этапа произойдет оценка инновационных компетенций участников — какие качества, необходимые для эффективной инновационной работы развиты хорошо, над какими необходимо поработать. «Поработать» можно будет на серии тренингов, мастер-классов и видеолекций, организованных для участников, причем программа будет собираться на основе анализа компетенций, проведенного по итогам второго этапа. Обучение будет проводиться по сформированным группам, на основе результатов этих замеров и предпочтений самих участников.
Завершающий этап — проектный. Сформированные проектные группы будут «доводить до ума» сформированные в ходе предыдущих этапов проектные идеи, а эксперты и организаторы проекта будут помогать им облечь свои мысли в конкретные предложения и продвинуть их в жизнь. Ведь, в конечном счете, именно сформированные инновационные команды, готовые работать вместе и разрабатывать новые продукты, является результатом проекта. Миссия проекта — научить молодежь мыслить глобально, действовать локально, а главное — уметь фантазировать и не бояться экспериментов. По словам руководителя проекта «Фактор Будущего», члена Общественной палаты РТ Ярослав Муравьева, необходимо искать новые способы работы с молодежной средой. В рамках проекта мы апробируем механизмы формирования у молодежи инновационных компетенций.
В рамках проекта создан портал www.futurefactor.ru, который посвящен инновационной деятельности. На нем можно найти мнения, как авторитетных экспертов, так и молодых людей, найти информацию о проекте и задать любые вопросы.