В своей деятельности по эксплуатации и ремонту магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов у «Транснефти» возникает множество конфликтов с собственниками земельных участков, которые расположены в охранных зонах трубопроводов, рассказал вице-президент компании Владимир Рушайло в ходе заседания Экспертного совета.
В своей деятельности по эксплуатации и ремонту магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов у «Транснефти» возникает множество конфликтов с собственниками земельных участков, которые расположены в охранных зонах трубопроводов, рассказал вице-президент компании Владимир Рушайло в ходе заседания Экспертного совета. В Москве и области самой актуальной проблемой стала застройка охранных зон кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (МНПП), по трубам которого транспортируются дизельное топливо, бензин и авиакеросин, сообщает Energyland.info.
На сегодня сотрудники АО «Мостранснефтепродукт», дочерней компании «Транснефти», выявили на территории Москвы 65 случаев нарушения режима охранных зон и зон минимально допустимых расстояний. Их них 57 нарушений обнаружено по трассе Кольцевого МНПП и 8 нарушений по трассе трубопровода от Московского НПЗ до насосной станции «Володарская».
Например, в Троицком административном округе в поселении Щаповское ведется строительство домов в 25 метрах от оси московского кольцевого МНПП, хотя по градостроительным нормам жилые дома не должны строиться ближе 100 метров от трубопровода. В московской промзоне «Чагино-Капотня» (ЮВАО) в охранной зоне трубопровода расположен гаражно-строительный кооператив.
Компания совместно с городской и окружными администрациями принимает меры для исправления ситуации, так, материалы дела по ГСК «Чагино» переданы в суд. Однако неопределенность законодательства нередко позволяет собственникам участков и чиновникам по-своему толковать правоустанавливающие документы, отводя доводы компании об имеющихся нарушениях и затягивая выполнение решений. Особенно не хотят разбираться с собственниками участков администрации Троицкого и Новомосковского административных округов. Еще 25 февраля 2015 в Департаменте топливно-энергетического хозяйства Москвы состоялось совещание по нарушениям охранных зон трубопроводов, были согласованы конкретные действия, но администрациями в Новой Москве ничего не сделано, незаконное строительство в охранных зонах кольцевого МНПП ведется до сих пор.
В Московской области, сообщил на Экспертном совете руководитель Росреестра Игорь Васильев, в ходе проверки трассы МНПП совместно с сотрудниками «Транснефти» было обнаружено более двух тысяч земельных участков, границы которых накладываются или пересекают охранную зону трубопровода.
Аварии, в случае чрезвычайной ситуации или диверсионных актов, создадут реальную угрозу для населения города Москвы и области.
По кольцевому МНПП с Московского и Рязанского НПЗ в аэропорты московского авиаузла ежегодно поставляется около 2 млн тонн авиационного керосина, примерно половина от потребности, сообщила Наталья Шуляр, председатель подкомитета ТПП по моторным топливам. Сбой в работе кольцевого МНПП приведет, таким образом, к коллапсу в авиационном сообщении всей страны, так как на московский авиаузел приходится 52% всего потребляемого топлива, через него идут практически все рейсы в регионы и зарубежные страны.
Подмосковные правоохранительные органы и местные чиновники игнорируют проблему с застройкой охранных зон МНПП. Владимир Жагловский, заместитель директора правового департамента ОАО «АК «Транснефть», обратил внимание на то, что за год, с 2014-го по 2015-й, в некоторых районах Подмосковья число нарушений охранных зон выросло в два-три раза, то есть разрешения на строительство продолжают выдаваться. «Мы направили огромное количество обращений в прокуратуру и управление внутренних дел, – рассказал Жагловский. – Но областная прокуратура отправляет наши письма в природоохранную прокуратуру, природоохранная – в водную, водная – в УВД, УВД – еще куда-то. Можно писать детективные истории, как наши обращения ходят по кругу правоохранительной системы области». За три года активной переписки реальных мер так и не принято, констатировал замдиректора департамента. При этом Владимир Жагловский заявил, что абсолютно уверен – 99% собственников земельных участков знали, что они приобретают участки в охранной зоне трубопровода.
В июле текущего года президент «Транснефти» Николай Токарев обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о принятии мер по дополнительному нормативному регулированию вопросов деятельности трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Президентом России были даны поручения, во исполнение которых Минэнерго России, Минэкономразвития России и Минюст России при непосредственном участии специалистов ОАО «АК «Транснефть» приступили к разработке проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разрабатываемый законопроект должен исключить существующие в настоящее время пробелы в нормативном регулировании деятельности трубопроводного транспорта нефти и продуктов ее переработки. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении у министерства. Предполагается, что он будет включен в план законопроектной работы Минэнерго на 2016 год и будет согласовываться с Минстроем, Минэкономразвития и Минюстом. «Транснефть» ждет, что уже в следующем году закон будет внесен в Госдуму.