Дэвид Датуна (David Datuna) – американский художник, коллекционер произведений искусства, мастер ярких инсталляций и художественных решений. В своем творчестве ориентируется на стиль концептуального искусства.
Дэвид Датуна (David Datuna) – американский художник, коллекционер произведений искусства, мастер ярких инсталляций и художественных решений. В своем творчестве ориентируется на стиль концептуального искусства. Дэвид Датуна – выходец из Грузии. Датуна – один из самых продаваемых художников в мире. Его работы находятся в частных и банковских коллекциях, многих мировых музеях. Особую нишу в его произведениях занимают флаги. По словам самого мастера, флаги для него — это не только символ страны, но и отдельно живущий организм. Одна из последних подобных работ Д.Датуны была посвящена Грузии.
— Дэвид Датуна — первое, что мы должны знать о вас? Почему и как журналист стал художником?
— Дэвид был художником всегда – с детства. Всегда пытался выразить мысли нестандартным путём. Журналистом, юристом, инженером и различными другими профессиями-образованиями обзавёлся по ходу требований жизни.
— Как вы достигли того, что сейчас есть у вас в жизни? Какие были взлеты и падения?
— Если определять материальными благами, то чего-то достиг, чего-то нет. Смотря с кем и с чем сравнивать. В плане искусства всё ещё более относительно. Главное — достичь гармонии с самим собой, чувствовать, что то, что делаешь, приносит удовольствие, прежде всего, самому себе, ощущать, что жизнь и ты идёте в ногу. Я построил свой мир, в который один за другим стали стучаться разные люди. Мой маленький мир в итоге превратился в мини планету с моими друзьями, близкими, людьми, которым нравится то, что я делаю. Именно этот мир и есть успех. Что касается концепции моих произведений — их сформировала сама жизнь.
— Самая успешная работа, сделавшая вас знаменитым?
— Пожалуй, американский флаг. В США это очень патриотичный символ, к которому относятся бережно и ревниво. Свой первый флаг я создал более 8 лет назад и решил заявить о себе в США именно им во время проведения ежегодной выставки Art Basel Miami Beach. Уже с первых минут открытия люди выстраивались в очередь посмотреть и сфотографироваться с моим «флагом Америки». Эта была первая моя работа, проданная за очень крупную для меня сумму, и первая, сделавшая меня востребованным.
— Как пересеклись ваши пути с Google Glass? Вы первый и на сегодняшний день единственный художник, применивший современные технологии в искусстве. Какова следующая задумка?
— Идея использовать Google Glass в своём произведении родилась более года назад. Так была создана работа «Портрет Америки». Разработанное компанией Google устройство нового поколения «GLASS» в моём произведении является всего лишь высокотехнологичной кистью или, если хотите, мостом между зрителем и произведением. «Портрет Америки» — это огромный флаг Соединённых Штатов, выполненный с использованием стеклянных линз, покрывающих изображение и делающих его многомерным. Вместе с Google Glass зритель, рассматривающий работу, попадает в новое измерение. Флаг напрямую общается со своей аудиторией, выдавая вопросы на дисплей Glass. Другими словами, зритель может говорить с произведением искусства. Применяя данную технологию для рассмотрения флага Америки, я ввёл своеобразный новый язык для нового поколения.
— В продолжение о технологиях не могу не спросить об аппликации для iPhone Viewpoints.
— В 2012 году я создал в виде эксперимента мобильное приложение «Viewpoints» для iTunes, которое позволяет пользователям создавать произведения искусства в стиле «Датуны». На сегодняшний день данным приложением пользуется огромное количество людей. В виде игры человек получает возможность воссоздания изображения сквозь «мою призму».
— Цена на ваши картины колеблется от нескольких сотен тысяч до миллиона долларов США. Кто ваши основные покупатели?
— В основном это коллекционеры, политики, корпорации, банки, в общем, сильные мира сего. Только они не мои покупатели, а покупатели галеристов, моих директоров, дизайнеров и кураторов, с которыми я работаю. Я предпочитаю творить, а не заниматься куплей — продажей.
— Вы не только человек искусства, вы — довольно многогранная личность, которая явно всегда там, где политически горячая точка… Вас зачастую даже называют политическим художником. Израиль, Украина, Россия, теперь Грузия… Какое влияние вы пытаетесь оказать на политические события в странах, которые вам небезразличны?
— Как я изначально сказал, я — концептуальный художник, определяющий и несущий идею. Я делаю определённые заявления в виде своих работ. Я не выбираю страны и не пытаюсь влиять на политиков, а лишь высказываю своими работами отношение и мнение к происходящему. Во все времена людей вдохновляли не политики, а искусство. Ведь художник должен не только уметь прочувствовать, предугадать развитие направления общества, но и сам его направить, заставить задуматься и проанализировать происходящее. Сегодня искусство обязано осуществлять воспитательную функцию, влияя на сознание людей и вдохновляя их на дальнейшее развитие.
— Вы родом из Грузии. Тут вы прожили более 16 лет. Почему вы, спустя столько лет, решили подарить этой стране несколько своих работ?
— В этом году в Грузии я пожил пару месяцев, много общался со студентами. Меня просто поразила молодёжь с яркими идеями и мироощущением. Мне близки по духу молодые люди с характером и внутренним стержнем. Именно в Грузии у меня возникла идея конкурса для молодых художников. Это шанс для развития по-настоящему талантливым дарованиям. Раз в год я, совместно с американскими кураторами, буду отбирать лучшие работы, и их авторам будет дана возможность представить свои картины в галереях Нью-Йорка. Всё это вдохновило меня на создание флага Грузии, который я и подарю её народу.
— Вы работаете над портретом Патриарха Грузии. Как возникла идея данной работы? Какие у вас взаимоотношения с Ильёй Вторым?
— Когда я был в Грузии, то много ездил по стране. Побывал в стольких городах и деревнях, пообщался с таким количеством людей, что со стороны могло показаться, что у меня предвыборная кампания. Кому-то нравится власть, кто-то её ругает, кому-то нравится нынешний, кому-то прежний президент. Миллион людей, а ещё больше мнений. Лишь к одному человеку в Грузии абсолютно единое мнение. Уважение, безграничная любовь и особое трепетное, сердечное отношение. Этот человек – Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии. Меня поразило, что лишь к Илье II и к вопросам веры нет вопросов, нет сомнений и нет различия во мнениях. После личной встречи с Патриархом я убедился, что это — поистине особенный человек, сеющий добро, несущий истину и веру. Находясь рядом с ним, ощущаешь себя неимоверно счастливым и особенным человеком. Именно поэтому я решил включить его портрет, как один из основных, в проект «Истина». Я уверен, что это будет одно из моих наиболее успешных начинаний, поскольку Католикос-Патриарх всея Грузии сам благословил его. После выставки в музее я привезу портрет в Тбилиси, чтобы поделиться с народом и подарить её лично Илье II. Именно этот особенный и светлый человек открыл для меня особенную Грузию.
— Недавно вы закончили работу над флагом Грузии, стоимость которой составляет около миллиона долларов США. Но, если в случае с Патриархом вы дарите работу человеку, которому поклоняется и стар, и млад, то в случае с флагом вы решили передать его человеку, у которого в данный момент в Грузии весьма специфичные позиции. Я имею в виду Георгия Маргвелашвили. Почему Вы решили подарить флаг, мягко говоря, непопулярному Президенту?
— Это для Грузии он на специфичных позициях, а для меня, как для гражданина Америки и Мира, — это избранный президент, который давал клятву верно служить народу, человек, который для всего мирового сообщества является представителем своей страны. Я не преувеличиваю и не принижаю его достоинства, понимаю, что Грузия – это государство, где основная власть сосредоточена в руках парламента и кабинета министров, но президент является официальным представителем нации. Поэтому я и передам флаг Грузии народу Грузии в лице его избранного представителя Георгия Маргвелашвили. Мой флаг – это моя дань грузинскому народу.
— Как вы оцениваете политическую ситуации в Грузии сегодня. В чём готовы поддержать её политических лидеров, а с чем не согласны?
— Я не политик, я всего лишь художник. Хоть и не простой, а со своими чётко выраженными взглядами, и высказываю я их в своих произведениях. Я всегда готов поддержать доброе, умное начинание в любой стране, тем более в Грузии, в стране, где я родился, которую я люблю и за которую переживаю. Ситуация в Грузии непростая, хватает проблем и нерешённых вопросов как в политической, так и в экономической сфере. Но явно просматриваются здоровые, правильные тенденции. И мне кажется, что в этом как раз заслуга современных политических лидеров страны. Я лично знаком с президентом и могу сказать, что это умный человек, желающий своей стране только хорошее. Я много слышал о премьер-министре Иракли Гарибашвили и видел, что этому человеку верят многие умные и влиятельные люди, идут за ним в желании преобразить Грузию. Превратить её в развитое европейское государство, где жить станет в радость и гордость.
— И всё-таки, кто он — Дэвид Датуна?
— Я просто счастливый человек, который делает то, что он хочет, и делает это на и во благо людей.