Опыт зарубежных экопроизводителей: чему можно поучиться российским коллегам?

Пока российский рынок экопродукции находится в стадии зарождения, участникам этого рынка примером для развития служит Запад. Чему российские производители и поставщики экопродукции должны поучиться у европейских и американских коллег? Каков мировой опыт производства экопродукции на сегодняшний день? Рассказывает Александр Коновалов, владелец экофермы «Коновалово», основатель объединения «Экокластер».Пока российский рынок экопродукции находится в стадии зарождения, участникам этого рынка примером для развития служит Запад. Чему российские производители и поставщики экопродукции должны поучиться у европейских и американских коллег? Каков мировой опыт производства экопродукции на сегодняшний день? Рассказывает Александр Коновалов, владелец экофермы «Коновалово», основатель объединения «Экокластер».

 

Несомненно, Россия сейчас отстает от Запада в развитии этого рынка. «Еще в 1995 Европа всерьез занялась решением экологических проблем. В Софии была разработана и принята Экологическая программа для Европы. Главными ее пунктами, разумеется, были меры по защите окружающей среды. Однако целый раздел этого документа посвящен экологической безопасности продуктов питания и общественного потребления, а также тому, чем мы, российские экопроизводители, только начали заниматься: единой экомаркировке» — рассказывает Александр Коновалов. В «Экокластере» отмечают: единая маркировка экопродукции, разработка которой осуществлена в России только сейчас, в Европе уже заслужила доверие потребителей и, более того, принята государственными органами как один из стандартов качества. «В России же голографическая маркировка экопродукции «Экокластер» разработана в соответствии со всеми стандартами качества, как российскими, так и европейскими. Однако этот необходимый в развитии экопроизводства шаг был предпринят только сейчас, причем энтузиастами, отдельными организациями, а не государством» — отмечают специалисты «Экокластер».

 

Перенять западный опыт можно и не только в отношении экомаркировки. Технология экологически безопасного производства – также необходимый момент на рынке экопродукции. Примечателен опыт европейских стран: рестораны, кафе, большие предприятия, офисы крупных компаний полностью перешли на поставки от экологически безопасных производителей. «В Швейцарии, Германии и Франции сложилась прекрасная традиция фермерских поставок. Экофермеры из провинций выращивают продукты для самых лучших ресторанов и кафе столиц, и это дает гарантию качества и натурального вкуса продукта» — рассказывает Александр Коновалов.
Нью-Йоркские экопроизводители пошли еще дальше. Экопроизводство налажено прямо на крышах многочисленных небоскребов! Не редкость для Нью-Йорка и собственные небольшие фермы ресторанов. Они также организованы прямо на крышах заведений, а потому свежие продукты попадают на кухню прямо с грядок.

 

Возможна ли реализация подобных амбициозных проектов в России? «Мы уверены, что возможно достичь качества европейских экопроизводителей, и уже проделана колоссальная работа над этим. Создав объединение поставщиков, производителей и потребителей «Экокластер», мы сделали еще один шаг к развитию экопроизводства и к укреплению рынка экопродуктов в России, который только начинает функционировать. Европейский и американский опыт помогает отечественным экопроизводителям и, несомненно, мы стараемся соответствовать западным стандартам. И наша маркировка «Экокластер» еще раз доказывает, что российские производители по качеству не уступят зарубежным коллегам» — говорит Александр Коновалов.