На 14 декабря в арбитражном суде рассмотрят иск некоего ООО «Прожектор» к компании «Транснефть», сообщает «ЭнергоНьюс». Истец, владеющий 141 привилегированной акцией компании, требует признать свои акции голосующими на основании якобы не в полной мере выплаченных на них дивидендов. Ряд экспертов считает, что за иском «Прожектора» стоит Илья Щербович, президент United Capital Partners.
На 14 декабря в арбитражном суде рассмотрят иск некоего ООО «Прожектор» к компании «Транснефть», сообщает «ЭнергоНьюс». Истец, владеющий 141 привилегированной акцией компании, требует признать свои акции голосующими на основании якобы не в полной мере выплаченных на них дивидендов. Ряд экспертов считает, что за иском «Прожектора» стоит Илья Щербович, президент United Capital Partners.
Имя Ильи Щербовича, президента UCP, в последнее время чаще всего упоминается в связи со скандальными иском к компании «Транснефть». Среди целей атаки миноритариев на госмонополию называют получение в интересах третьих лиц конфиденциальной информации о топливном рынке России – в августе, «Прожектор» уже запросил от «Транснефти» 1000 документов по транспорту нефти за последние пять лет с договорами и приложениями. Кроме того, в случае выигрыша иска к «Транснефти» надо ожидать резкого увеличения дивидендов на привилегированные акции в ущерб инвестпрограмме компании и вхождение в Совет директоров представителей неизвестных акционеров, возможно, имеющих интересы, отличные от интересов российской экономики, пишет газета Ведомости. Кто стоит за «Прожектором», доподлинно неизвестно, цепочка подставных фирм длинная. Однако аналитики уверены, что в ее конце находится Илья Щербович, и на это есть косвенные улики, сообщают Ведомости. Особое значение атаке на стратегическую российскую монополию придает личность г-на Щербовича и история приобретения префов «Траснефти».
До апреля 1997 года уставный капитал «Транснефти» составлял 4,497 млрд. руб. и был представлен 4,497 млн. обыкновенных акций номинальной стоимостью по 1 тыс. рублей. В мае 1997 года Советом директоров компании под руководством на тот момент президента «Транснефти» Черняева В.Д. было принято решение об увеличении уставного капитала компании до 6,2 млрд. рублей и дополнительной эмиссии привилегированных (не голосующих) акций в размере 1 595 000 шт., равных стоимости 25% уставного капитала. Акции были распространены бесплатно среди 70 тыс. рабочих и служащих региональных подразделений компании.
Через месяц после эмиссии Совет директоров АК «Транснефть» принял решение «о консолидации» префов «в целях сохранения государственного контроля над системой предприятий трубопроводного транспорта и защиты компании от проникновения в ее органы управления сторонних инвесторов». По указанию Черняева руководители региональных подразделений компании скупили 1 330 405 акций. Деньги для скупки акций руководителям региональных подразделений в сумме более 340 млрд рублей дала взаймы головная компания.
Скупленные акции у руководителей подразделений выкупила ЗАО «Национальное перестраховочное общество» (НПО), а руководители вернули деньги головной конторе. Председателем совета директоров ЗАО «НПО» являлся лично президент АК «Транснефть» Черняев В.Д.
Прокуратура РФ усмотрела в действиях должностных лиц и руководителей АК «Транснефть» признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 201 ч.2 и 159 ч.З УК РФ. По оценке следователей, госкомпании был причинен ущерб на сумму свыше 650 млн. долларов США. По факту незаконной эмиссии привилегированных акций 31 июля 1998 года Генпрокуратурой было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела № 18/221-035-98 по ст. 201 УК РФ. Следствие по делу о незаконной эмиссии акций «Транснефти» не было завершено. В августе 2000 года, когда материалы уголовного дела были готовы для передачи в суд и оформлено обвинительное заключение, по письменному распоряжению начальника следственного управления Генпрокуратуры дело было прекращено (по ст.5 п.2 УПК РСФСР – за отсутствием в деянии состава преступления).
По состоянию на начало 2000 года акции были перепроданы различным компаниям и, в конечном итоге, номинальными держателями более 50% префов оказались ООО «Беневент», чуть более 20% у «Онэксим Банка», остальное у мелких юрлиц и физлиц. Как преполагают аналитики рынка за последние 15 лет б0льшая часть префов компании была консолидирована в одних руках. И, предположительно, за иском, инициированным «Прожектором» стоит структура, аккумулировавшая в собственности б0льшую часть привилегированных акций «Траснефти».
Срок давности по краже имущества «Транснефти» через выпуск привилегированных акций официально истек. Но раз акции в обвинительном заключении были признаны крадеными, то их переход из рук в руки подходит под статью о скупке заведомо краденого (ст. 175 УК РФ) в новом уголовном деле по префам «Транснефти».
В условиях сегодняшнего экономического кризиса привилегированные акции являются камнем на шее не столько «Транснефти», сколько государства. На дивиденды по префам за 2014 год компании пришлось израсходовать 1,178 млрд рублей, совсем не лишних для трещащего по швам государственного бюджета.